Система социального партнерства
В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направленности предпринимательства и социальной ответственности предприятий. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства.
Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью — извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия производственной сферы на работников, градообразующую роль предприятий и социальную роль общества в целом.
Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом и способствуют достижению равновесия между экономическими и социальными интересами. Эта концепция соответствует идеологии социально ориентированной модели рыночной экономики.
Система социального партнерства базируется на комплексном региональном подходе к решению социальных проблем предприятий. В его основе — механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. В рамках региональных программ социального партнерства получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соответствующих соглашений. Это способствует налаживанию взаимоотношений сторон при формировании и реализации социально-экономической политики предприятий и регионов. Особое место в этой системе отводится урегулированию коллективных трудовых споров.
Основными проблемами развития социального партнерства наряду с отсутствием необходимой правовой базы являются медленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регулирования социально-трудовых отношений в предприятиях всех форм собственности. Результатом этого является снижение мотиваций к высоко производительному труду, формальный подход к заключаемым коллективным договорам.
Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономическая ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.
Механизм реализации социального партнерства включает в себя правовую базу и гарантии со стороны работодателей, а также процедуры взаимодействия субъектов трудовых отношений и органов государственного и муниципального управления и пути достижения консенсуса в рамках примирительных мероприятий.
Совершенно очевидно, что без законодательно оформленных прав и обязанностей работодателей функционирование системы социального обеспечения работников не может иметь гарантий их безусловного финансирования на приоритетной основе.
В мировой практике хорошо себя зарекомендовали объединения (ассоциации) работодателей, создаваемые как по отраслевому, так и по территориальному принципам. Эти объединения выступают стороной в заключаемых с законодательными и представительными органами власти соглашениями, предусматривающими широкий спектр направлений социально-трудового регулирования. В рамках этих соглашений разрабатываются социальные программы предприятий, что обеспечивает их некоторую унификацию с позиций принципиальных подходов к решению конкретных социальных проблем работников.
Для эффективного решения этих проблем должна быть как можно быстрее сформирована общегосударственная, региональные и местные системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов, а также государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Разработка социальных программ предприятий в рамках социального партнерства включает:
• права и обязанности работодателя по обеспечению условий труда, отдыха, быта работников, содержанию социальной инфраструктуры предприятий;
• обязанности работодателя по обеспечению прожиточного минимума работников за счет выплачиваемой заработной платы;
• систему стимулирующих выплат, включая премии, поощрительные и компенсационные выплаты;
• взаимодействие социальной инфраструктуры предприятий в рамках одного муниципального образования;
• солидарную ответственность работодателя и органов местного самоуправления в комплексном решении вопросов развития социальной инфраструктуры без ущерба не только для работников предприятия, но и в целом для населения района, города и т.п.
Для социально-экономического развития предприятий в нашей стране были характерны преимущественно отраслевая направленность государственной промышленной политики, особенности управления, отражающие высокую значимость не только экономических, но и социальных факторов развития производства и учитывающие коллективную психологию, а также сильные традиции патернализма в сфере общественных отношений.
Российское предпринимательство на рубеже XX в. отличалось обостренным чувством социальной ответственности работодателей как перед рабочими и служащими своих заводов и фабрик, так и перед местным сообществом. Это проявлялось в создании при промышленных предприятиях своих жилых комплексов, бань, столовых, клубных и богадельных учреждений, а также благотворительных акциях. В советский период сохранилась преемственность в управлении производством в части функционирования предприятия как целостного социально-экономического организма. Тотальное огосударствление всех сторон общества усилило патернализм на всех уровнях управления, что в большей мере относилось к уровню предприятий. Важная роль отводилась предприятию (администрации и профсоюзам) в соблюдении социальных гарантий в области занятости и производственного обучения работников, совмещения работы и учебы, условий и охраны труда работников (особенно женщин и молодежи, инвалидов), а также в сфере охраны здоровья работника на производстве и социального обеспечения, продолжительности рабочего времени, времени отдыха и отпуска, занятий физкультурой и спортом. В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло предоставление дополнительных социальных льгот к льготам, финансируемым за счет средств государственного бюджета, т.е. установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, снижение планки пенсионного возраста, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и детей в дошкольных учреждениях, компенсация транспортных расходов. В 70-80-е годы наблюдался рост дополнительных льгот и компенсаций, предоставляемых предприятием своим работникам в социально-бытовой и жилищной сфере. Широко стали практиковаться социальная поддержка и помощь в финансировании ЖСК, создании МЖК, приобретении садовых участков, улучшении бытовых условий жизни.
В середине 80-х годов ресурсы предприятий, направляемые на социальное развитие трудового коллектива, составляли одну пятую часть общей суммы финансовых ресурсов, расходуемых на общественные фонды потребления. Считалось закономерным, что общественные фонды потребления, в том числе децентрализованные его части в виде средств предприятий на социальное развитие трудового коллектива, должны расти быстрее, чем фонд оплаты по труду и национальный доход. Ставка на опережающий рост общественных фондов потребления объяснялась необходимостью частичной компенсации низкого уровня заработной платы работников и подконтрольностью централизованного государственного распределения потребительских благ, а также широкими возможностями для номенклатуры с помощью различных пособий и льгот реализовать принцип фаворитизма.
Серьезный недостаток сложившейся практики распределения материальных благ через общегосударственные фонды потребления состоял в сильном государственном патернализме, который порождал тенденции к уравнительности, социальному иждивенчеству и ограничению мобильности и инициативности работников. Однако общественные фонды потребления при всех их социальных издержках заложили экономический фундамент социальных гарантий, широкой доступности важнейших социально значимых благ: дошкольное воспитание и образование, здравоохранение, культура, организованный отдых населения и особенно детей. Коллективные, совместные формы организации предоставления этих благ и услуг по сравнению с частной организацией оказываются более эффективными с точки зрения использования национального дохода, когда превалирует объективный принцип экономии от масштаба.
Таким образом, реформируемая российская экономика требует адекватного решения проблем социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на всех уровнях государственного и муниципального управления в их тесном контакте с объединениями работодателей. Первоочередная задача — разработка законодательства о социальном партнерстве на федеральном уровне. Перед предприятиями стоит задача определения общей стратегии и тактики выработки и реализации социальных программ, имеющих вполне конкретные и стабильные источники финансирования, предусмотренные в финансовых планах и закладываемые в инвестиционные проекты и программы развития и совершенствования производства.
- А.А. Горшков Государственные и муниципальные финансы
- Методическое пособие утверждено _____________________________
- Введение.
- Тема 1. Основы государственных и муниципальных финансов Российской Федерации.
- 1. Государственный и муниципальный сектор экономики.
- Государственная и муниципальная собственность
- 2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Сущность государственных и муниципальных финансов
- Состав государственных и муниципальных финансов
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 3. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики
- Механизм реализации финансовой политики
- Контрольные вопросы
- Тема 2 Бюджетная система Российской Федерации.
- Бюджетный кодекс — правовая основа бюджетной системы
- Принципы построения бюджетной системы
- Функционирование бюджетной системы России
- Общие принципы бюджетной классификации
- Бюджетная классификация
- Бюджетная классификация доходов
- Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- Классификация видов государственных долгов
- Структура доходов бюджета
- Доходы федерального бюджета
- Доходы бюджетов субъектов рф
- Доходы местных бюджетов
- Содержание расходов бюджета
- Разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования
- Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит
- Источники финансирования дефицита бюджета
- Тема 3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 1. Содержание межбюджетных отношений
- 2. Бюджетный федерализм Основы бюджетного федерализма
- Региональная и государственная национальная политика рф
- 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Корректировка бюджета
- Исполнение бюджета
- 4. Государственные внебюджетные фонды. Сущность, функции, роль и задачи государственных внебюджетных фондов
- Формирование Пенсионного фонда рф
- Индивидуальный персонифицированный учет
- Реформирование пенсионной системы
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования рф.
- Государственный фонд занятости населения рф.
- Порядок распределения средств и бюджет фонда
- Тема 4. Государственный и муниципальный кредит.
- Классификация государственного кредита
- Государственный кредит
- Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация
- Межгосударственный кредит
- Классификация долга
- Тема 5. Налоги и другие обязательные платежи как основа исполнения доходной части бюджетов всех уровней.
- Налогоплательщики и элементы налогообложения
- Налоговый контроль
- Виды налоговых правонарушений.
- Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой системы рф
- 2. Таможенные пошлины. Таможенный тариф и виды таможенных пошлин
- Таможенная стоимость товара
- Преференции
- Тема 6. Полномочия органов власти в сфере финансов.
- Полномочия участников бюджетного процесса
- 2. Исполнительные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти
- Полномочия Федерального казначейства
- Федеральный бюджет
- Бюджетополучатели
- 3. Кассовое исполнение бюджета. Функция Центрального банка рф
- Расчетно-кассовое обслуживание счетов органов Федерального казначейства
- 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Формы и органы контроля
- Государственный финансовый контроль
- Тема 7. Финансы государственных и муниципальных социальных услуг.
- 1. Социальная политика. Финансирование социального обеспечения и социальной помощи. Задачи и принципы социальной политики
- Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- Социальные фонды и программы предприятий
- Социальные фонды: функции и факторы
- Социальные фонды предприятия
- Система социального партнерства
- 2. Финансирование социальных услуг и их норматива. Современное состояние социальных услуг в рф
- Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- Государственные минимальные социальные стандарты
- Социальные стандарты субъектов рф и муниципальных образований
- 3. Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды. Государственный материальный резерв
- Механизм финансирования государственных нужд
- Некоторые понятия и термины
- Контрольные вопросы по курсу.
- Литература.