logo search
Finansy

Внебюджетные фонды. Социально-экономическая сущность, виды.

Внебюджетные фонды – это совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные (государственные) и децентрализованные.

Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. Их средства служат финансовой гарантией конституционных прав граждан на социальную защиту.

Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Централизованные государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Возникновение внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения.

Государственные внебюджетные фонда обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:

1) проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

2) бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете;

3) внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность по расходованию средвт.

4) доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лип;

5) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу;

6) денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а акже других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальых рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики. К числу основных социальных рисков относятся:

– риски утраты трудоспособности с возрастом;

– риски утраты трудоспособности по инвалидности;

– риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по

– другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

– риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией

– предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

– риски заболеваний и ухудшения здоровья.

В РФ выделены три государственных социальных внебюджетных фонда:

  1. Пенсионный фонд России.

  2. Фонд обязательного медицинского страхования.

  3. Фонд социального страхования.

Государственные внебюджетные фонды в своей структуре имеют территориальные подразделения.