Управление государственным долгом.
Госдолг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.
Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Госдолг делится:
1. Внутренний и внешний.
2. Основной и текущий.
Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.
Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.
В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.
Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.
Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии (уменьшению размеров выплачиваемых % по займам).
Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.
Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.
Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.
Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.
Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.
В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.
Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.
Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.
Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.
Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.
Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.
Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.
Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.
- Финансы. Определение, сущность, признаки. Предпосылки возникновения.
- Финансы. Определение, функции. Централизованные и децентрализованные финансы. Финансовые ресурсы.
- Финансовая система, сущность, структура, элементы структуры.
- Финансовая политика и управление финансами. Функциональные элементы управления финансами
- Финансовый контроль. Классификация финансового контроля.
- Основные органы управления финансами в рф, их задачи и функции.
- Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
- Бюджетная классификация. Основные группы расходов и доходов бюджета рф.
- Бюджетное устройство и бюджетная система (Формы государственного устройства).
- Бюджетная система. Структура консолидированного бюджета рф.
- Принципы построения бюджетной системы.
- Межбюджетные отношения.
- Бюджетная политика.
- Бюджетный процесс.
- Государственный и муниципальный кредит. Функции, классификация.
- Управление государственным долгом.
- Внебюджетные фонды. Социально-экономическая сущность, виды.
- Деньги. Сущность. Функции.
- Виды денег.
- Денежная система, ее элементы. Типы денежных систем.
- Предложение денег. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты.
- Международная валютная система, ее развитие
- Страхование. Сущность, признаки, функции.
- Виды страхования.
- Страховой рынок. Актуарные расчеты.
- Функции страхового рынка
- Структура страхового рынка
- Кредит, сущность, необходимость. Связь кредита, денег, финансов.
- Принципы кредита. Факторы, влияющие на цену кредита.
- Формы кредита.
- Виды банковского кредита.
- Кредитная система.
- Организация кредитования. Кредитный риск.
- Кредитные институты как элементы кредитной системы.
- 1. Банковская система:
- Центральный банк России. Структура, функции.
- Инструменты кредитно-денежной политики.
- Назначение и функции банков второго уровня. Виды операций.
- Небанковские кредитно-финансовые институты. Состав, особенности функционирования.
- Финансы предприятий различных форм собственности.
- Основной капитал предприятия. Сущность, структура, назначение.
- Оборотный капитал предприятия. Сущность, структура, назначение.
- Прибыль предприятия. Структура, направления использования.
- Рынок ценных бумаг. Классификация и основные виды ценных бумаг.
- Фондовая биржа. Цели, задачи, условия функционирования.
- Задачи фондовой биржи
- Инфляция. Виды, последствия, методы борьбы.
- Мировая валютная система. Виды валютных операций. Международные валютные организации.