17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.
Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан.
Наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние несколько лет:
Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%. В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 раз меньше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов в прежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно. Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основного капитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.
Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд.. долл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнего долга составили 17 млрд. долл., в 2004 г. - 16,3 млрд. долл., в 2005 г. - предположительно 18,9, в 2007 г. - 14,9 млрд. долл.
Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. -до 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.
Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г. - 43, в 2003 г. - 44%.
Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.
Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000 г. примерно 25 млрд. долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд. долл. в год.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности