logo
экзамен по Тишаеву Warehouse (1)

34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности

Финан­совый контроль (ФК) представляет со­бой разновидность финансовой деятельности государства, кото­рая осуществляется всей систе­мой органов государственной вла­сти и управления, специальными контрольными органами и состо­ит в проверке законности и целе­сообразности действий в области образования и расходования де­нежных средств, а также субъек­тов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

Основная задача ФК в РФ — это осуществление дея­тельности по проверке, выявле­нию, констатации и устранению выявленных нарушений в финан­совой деятельности субъектов финансового права. Финансовая деятельность субъектов финан­сового права сложна и многооб­разна, поэтому разнообразны ви­ды и методы финансового контро­ля. Например, различают кон­троль за исполнением бюджетов, контроль за правильным и целе­сообразным расходованием средств, налоговый контроль, бан­ковский надзор, ва­лютный контроль, аудиторский контроль, контроль на рынке фи­нансовых услуг.

Всю систему финансового контроля можно разделить на крупные сферы, в границах которых действуют реальные виды фи­нансового контроля: внутренний и внешний, при­чем последний подразделяется на государствен­ный и аудиторский.

В зависимости от задач, стоящих перед вне­шним государственным финансовым контролем, и субъектов осуществления контрольных мероп­риятий он подразделяется на общегосударствен­ный и внутригосударственный.

Виды финансового контроля практически различаются в за­висимости от специфики фи­нансовых отношений. Так, раз­личаются бюджетный, налого­вый, валютный контроль и, соот­ветственно, различаются банков­ский и страховой надзоры. Суще­ствует специфика в осуществле­нии методов различных видов финансового контроля. Напри­мер, в бюджетном контроле в за­висимости от методов контроля можно выделить парламентский контроль, бюджетный контроль, осуществляемый Счетной палатой, и бюджетный контроль, осу­ществляемый другими органами. Методы налогового контроля раз­личаются в зависимости от видов взимаемых налогов (платежей).

В последнее время слабость государственного фи­нансового контроля, вызванная отсутствием же­стко регламентированной системы его осуществ­ления и правовой неопределенностью содержа­ния работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных средств, а иног­да ведет к их прямому расхищению и утрате.

С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время экономика страны далеко не полностью находится в поле зрения государства, что государственный финансовый кон­троль проводится эпизодично, нередко бессис­темно, а в итоге - неэффективно. Осуществляемый ныне государственный фи­нансовый контроль не носит про­филактического характера. Связано это с тем, что он выступает регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения.

Недостатки в содержании и нацеленности го­сударственного финансового контроля во мно­гом связаны с несовершенством его организаци­онного построения. Наличие множества контро­лирующих структур различной ведомственной подчиненности подчас с одинаковыми или по­хожими функциями затрудняет и осложняет их работу.

По существу, госу­дарственный финансовый контроль представляет со­бой простой набор министерств, ведомств и организа­ций, которые выполняют несогласованные, разобщен­ные и неупорядоченные контрольные функции. Их фун­кции, статус и сферы контрольной деятельности оп­ределяют различные законы, указы Президента Рос­сийской Федерации, постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты. Однако зачастую, данные законодательные и правовые акты не только не обеспечивают системности государственного фи­нансового контроля, а напротив устанавливают не эффективные дублирование и параллелизм в его осу­ществлении. Планы их работ и контрольных меропри­ятий в основном не согласовываются. В результате одни и те же субъекты контроля нередко проверяются в те­чение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами.

Кроме того, остается сла­бой и правовая база деятельности контрольных органов, нуждающихся в современном правовом обеспечении. Единого системообразующего закона о госу­дарственном финансовом контро­ле в Российской Федерации не су­ществует. Наличие более 260 за­конов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов, регулирующих соответст­вующие отношения, отнюдь не обеспечивает координацию и вза­имодействие между контрольно-финансовыми органами, а порой, напротив, вносит в контрольную деятельность рассогласован­ность.

Таким образом, следует попытаться сформировать единую концепцию гос-го ФК в РФ, принять ФЗ «О ФК РФ», а также закрепить в Бюджетном ко­дексе РФ основы механизма вза­имодействия контрольной дея­тельности Счетной палаты РФ и счетных палат субъектов РФ и меры эффективности бюджетной политики. Это позволит повысить эффек­тивность государственной бюд­жетной политики, сделает воз­можным отыскание резервов совершенствования бюджетного процесса, что крайне важно для современной России.

Данные меры следует осуществлять не только на федеральном, но и на муниципальном уровнях. Думается, они снизят угрозу для нац-й безоп-ти страны, будут способствовать повышению эффективности ФК, а, соответственно и росту благополучия всего нашего многонационального народа.