logo
экзамен по Тишаеву Warehouse (1)

42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.

Основные критерии бюджетной безопасности:

  1. способность бюджетной системы обеспечить возможности для функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства.

По общему правилу изъятие из бюджетной системы оказывает на экономический рост негативное воздействие.

В связи с очень большим, по масштабам рос. экономики, положительным сальдо внешнеторгового баланса в стране есть реальная опасность «голландской болезни», негативное действие которой проявляется через механизмы чрезмерного укрепления курса нац. валюты.

Вторым элементом изъятия финансовых ресурсов из экономики через бюджетную систему является изъятие через стаб. Фонд.

В резервный фонд должны будут напрвляться сврхприбыли от благоприятной мировой конъюнктуры цен на мировые носители, а также сверхплановые доходы федерального бюджета. Объем резервного фонда предполагается определить по нормативу, рассчитываемому в процентном отношении от объема ВВП. В качестве такого норматива можно использовать 10% от ВВП. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете» на 2007 г. объем ВВП запланирован в сумме 31 трлн.220 млрд.руб. В случае превышения доходов, аккумулируемых в резервном фонде над нормативным значением дополнительные доходы должны будут направляться в фонд будущих поколений. Формирование стаб.фонда и его дальнейшее преобразование в резервный фонд и фонд будущих поколений имеют неоднозначное значение с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста национальной экономики, но имеют положительное значение с точки зрения реализации таких критериев финансовой и бюджетной безопасности, как состояние отношений по формированию и обслуживанию гос.долга, позволяющие проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, направленную на защиту национальных интересов, и устойчивость бюджетной системы и финансовой системы в целом к негативным внутренним и внешним воздействиям.

Вторым аспектом влияния бюджетной системы на формирование устойчивого экономического роста является проведение активной бюджетной политики, связанных с осуществлением стимулирующей экономический рост бюджетных расходов.

В последние годы имеется ряд тенденций, по которым делаем вывод, что государство делает определенные шаги по увеличению стимулирующих бюджетных расходов. Сдерживающим фактором увеличения расходов бюджета стимулирующего характера являлось отсутствие эффективных механизмов, их экономической реализации. В составе федерального бюджета в 2006 г. впервые был создан инвестиционный фонд. Средства этого фонда должны были направляться через механизмы конкурсного отбора соответствующих инвестиционных проектов при условии их обязательного софинансирования частным капиталом для инвестиций в системообразующий, с точки зрения экономического роста, проект. В 2006 г. на этот фонд было выявлено примерно 60 млрд.руб.; в 2007 г. 110, 5 млрд.руб. В 2007 г. за счет средств инвестиционного фонда будет профинансировано создание уставного капитала российской венчурной компании, которая является так называемым «Фондом фондов» и должна способствовать увеличению инновационной составляющей в отечественной экономике. В составе федерального бюджета формируется федеральная адресная инвестиционная программа, в армках которой осуществляется финансирование расходов на государственные капитальные вложения по перечню строек и объектов, утверждаемых Правительством РФ (500,1 млрд.руб.).