50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
В обеспечении финансовой безопасности любой страны важнейшее место занимает денежно-кредитная система, адекватная уровню развития экономики и соответствующая ее особенностям. Важнейшую роль в ее становлении и развитии играет проведение правильной экономической, финансовой и денежно-кредитной политики.
Задачами денежно-кредитной политики являются:
балансирование потребности и обеспечения денежными средствами, сохранение равновесия на денежном рынке, регулирование и контроль денежной массы в сфере обращения;
регулирование курса национальной валюты;
регулирование уровня инфляции;
регулирование экономического цикла;
обеспечение реального сектора экономики кредитными ресурсами, финансовое оздоровление и стимулирование инвестирования.
От результатов проведения денежно-кредитной политики во многом зависит обеспечение экономического порядка в стране. Осуществление эффективной денежно-кредитной политики является в первую очередь прерогативой центрального банка. Последний в рыночной экономике несет полную ответственность за состояние денежного обращения.
Как видно из опыта развитых стран, степень устойчивости денежно-кредитной системы в значительной мере зависит от того, насколько эффективно центральный банк использует основанные на рыночных принципах такие косвенные инструменты регулирования, как ставка рефинансирования, операции на открытом рынке, обязательные резервы и др.
В странах с переходной экономикой по степени реформирования денежно-кредитной системы или по тому, насколько эта система приближается к международным стандартам, можно судить о том, как осуществляется переход от прямых (административных) инструментов к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Продолжительность этого перехода колеблется от одного года до пяти лет, а в среднем составляет 3,7 года.
Различаются методы и инструменты денежно-кредитной политики.
Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.
Инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.
Методы денежно-кредитной политики подразделяются на:
• административные;
• экономические.
К административным методам денежно-кредитной политики относятся:
- лимитирование уровня процентных ставок по Кредитам;
- ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитным организациям;
- селективная кредитная политика, реализуемая посредством:
а) установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики; б) создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;
- портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным организациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;
- валютные ограничения, включающие:а) продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу;б) лицензирование продажи иностранной валюты импортерам;в) ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.
К экономическим методам денежно-кредитной политики Банка России относятся:
- нормативные методы, осуществляемые путем
использования таких инструментов, как: а) отчисления в фонд обязательных резервов; б) коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;
- корректирующие методы, осуществляемые путем использования следующих инструментов денежно-кредитной политики: а) процентные ставки; б) операции на открытом рынке; в) валютные интервенции и др.
Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:
- гибкость, т.е. возможность маневра в процессе применения данного инструмента;
- возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;
- скорость;
- соответствие получаемых результатов поставленным целям.
Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране. К. сожалению, эффективность денежно-кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов.
В настоящее время Центральный банк Российской Федерации применяет три основных инструмента денежно-кредитной политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности