logo search
экзамен по Тишаеву Warehouse (1)

15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.

Критерии НЭБ представл-т собой качественные характеристики, на основе которых можно сделать вывод о защищенности или незащищенности нац. эк-х интересов в конкретной сфере эк-х отношений. Знание критериев НЭБ необх-мо для правильного определения системы индикаторов и количественных показателей, значения которых позволяют судить о достигнутом уровне НЭБ.

Формулирование критериев, подбор соответ-х индикаторов и определ-е по кажд. показателю пороговых значений НЭБ предств. Собой сложную научно-практическую проблему, которая в России до наст. времени не имеет должного решения. После утверждения Президентом в 1996 году ГОс. стратегии эк-й безоп-ти РФ было принято постановление Правит-ва РФ от 27.12.1996 года «О первоочередных мерах по реализации гос. стратегии экон-й безопас-ти РФ». К этому Постановлению прилагалось два перечня:

1) перечень мер по предотвращению угроз эк-й безоп-ти РФ

2) перечень критериев эк-й безоп-ти РФ и фед. органов власти, ответственных за разработку количественных пороговых параметров. В указанногм Постановлении поименован-м органам фед. власти была поставлена задача в течение 1997 года завершить работу по уточнению критериев, разработки индикаторов и пороговых значений НЭБ. Эта задача не выполнена до сих пор.

Критерии экон-й безоп-ти РФ

Фед. органы испол. власти

1 Способность эк-ки функцион-ть в режиме расширенного воспроизв-ва

Минэкономики РФ, Минфин РФ с участием Банка России

2 Зависимость эк-ки от импорта важнейших видов прод-ции и продовольствия, произв-во которых на необх-м уровне м.б. организовано в стране

Минэкономики РФ, Минпром РФ, Минсельхозпрод РФ, Минатом РФ и т.д.

3 Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения

Минфин РФ, Фед. управление по делам о несостоят-ти (банкротстве) при Госкомимуществе РФ приучастии Банка России

4 Обеспеченность эк-ки стратегич. Ресурсами и эф-ть гос. контроля за их обращением

Минэкономики РФ, Минатом РФ, Минпром РФ, Минтопэнерго РФ и т.д.

5 Уровень беднгости, имущ-й дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции соц.-эк-й стабильности общества

Минтруд РФ

6 Устойчивость фин. системы

Минфин РФ с участием др. фед. органов исполнит. власти и Банка России

7 Рациональная структура внешней торговли

Минэкономики РФ и т.д

8 Доступность для населения образования, культуры, мед. И соц. обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммун. услуг

Минтруд РФ, Минздрав РФ, Минобразование РФ, Минкультуры РФ, Минсвязи РФ, Минтранс России и т.д.

9 Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечеств. Научных школ, обеспечение эф-го функцион-я особо важных объектов науки

Минэкономики РФ, Минфин РФ с участием заинтересов-х фед. органов исполнит. власти, органов исполнит. власти субъектов Рф, Банка России, Российской Академии Наук и Российской Академии сельскохоз-х наук

10 Сохранение единого эконом-го пространства и межрегиональных эк-х отношений, обеспечивающих соблюдение общегос-х интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций

Минэкономики РФ, Минфин РФ с участием заинтересов-х органов исполнит. власти субъектов РФ, Банка России,

11 Обеспечение необх-го уровня гос. регулиров-я эк-х процессов с целью формирования условий для нормального функцион-я рыночной эк-ки

Минэкономики РФ, Минфин РФ, Госкомимущество России с участием др. фед. органов исполнит. власти и Банка России