21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют их обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в соответствии с порядком, установленном НК. Определение налогоплательщика и плательщика сборов приведено в ст. 19 НК.
Основные права налогоплательщиков законодательно закреплены в ст. 21 Н К. Согласно этой статье налогоплательщики имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве, содержащем положения о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Данные нормы не означают превращения налоговых органов во всеобщих налоговых консультантов как по частным вопросам, так и по вопросам последствий в изменениях налогового законодательства. Это следует из того, что хотя налогоплательщик и обретает значительные права, но НК одновременно установил, что «права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов». Однако ст. 33 НК не возлагает на должностных лиц налоговых органов никаких подобных обязанностей. Нормы ст. 32 НК об обязанностях налоговых органов «проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов» практически зафиксировали обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам техническую, а не аналитическую информацию, и соответствуют положению о правах налогоплательщика как право «получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц»;
3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данное право подкреплено механизмами ст. 78 и ст. 79 НК, предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает паритет между сторонами налоговых отношений;
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК или иным федеральным законам.
Здесь уместно отметить, что существует вопрос о правомерности контроля за уплатой налогов и сборов на таможне, взимание которых возложено на ГТК, действующий в соответствии с Таможенным кодексом, а нормы Налогового и Таможенного кодексов не всегда тождественны;
12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
13) требовать соблюдения налоговой тайны;
14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов защищены согласно положениям ст. 22 НК. В рамках этой статьи государство гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Однако, как уже отмечалось выше, права, предоставляемые налогоплательщикам, не всегда корреспондируются с обязанностями налоговых органов и их должностных лиц, что вступает в противоречие с п. 2 ст. 22 НК РФ. Кроме того, интересен факт законодательного разделения субъектов предпринимательства, уплачивающих установленные властями платежи, на собственно налогоплательщиков (которым возмещаются потери, нанесенные неправомерными действиями налоговых органов), и плательщиков сборов, налоговых агентов и иных участников налоговых отношений, по отношению к которым данная норма (возмещение убытков и прямого ущерба от действий соответствующих органов) не применяется.
Помимо блока прав налогоплательщика, НК законодательно определил круг обязанностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика, которые постулированы в ст. 23 НК. Согласно данной статье, налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Существенным фактом является тот, что данный пункт обязывает налогоплательщика к предоставлению документов как о собственной деятельности, так и касательно деятельности третьих лиц, в отношении которых ведется налоговая проверка;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Сокращение срока хранения документов достаточно выгодно налогоплательщикам, поскольку дает возможность ограничить потенциал налоговых органов по проверке правильности уплаты налогов в прошлом; с другой стороны, это ограничивает их права по возможному предъявлению претензий об излишне уплаченных налогах. Вместе с тем, такое положение может создать определенные проблемы, например, в части льготы о переносе убытков на последующие пять лет (при сроке хранения документов четыре года возникает вопрос о практическом осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы за период действия льготы). Вместе с тем, такое положение может создать определенные проблемы, например, в части льготы о переносе убытков на последующие пять лет. (при сроке хранения документов четыре года возникает вопрос о практическом осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы за период действия льготы).
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеперечисленных обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:
• об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
• обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);
• обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);
• об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации (в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
• об изменении своего места нахождения или места жительства (в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения).
Плательщики сборов обязаны уплачивать установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Принципиальным новшеством НК РФ является введение в налоговую систему страны института налогового агента, что позволило решить, например, проблему удержания налогов с иностранных юридических лиц, не являющихся налогоплательщиками по законодательству РФ, в соответствии с мировыми стандартами. Институт налогового агента регламентирован статьей 24 НК РФ. Согласно этой статье, налоговыми агентами признаются лица, па которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.
Законодательство устанавливает для налоговых агентов следующие обязанности:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания^ перечисления налогов.
Указанный перечень обязанностей налогового агента является исчерпывающим, никаких других обязанностей на него не может быть возложено.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Часть 1. Исторические и экономические предпосылки становления и развития системы налогообложения 5
- Часть 2. Правовое регулирование налоговых отношений 23
- Часть 3 Совершенствование налогообложения в Российской Федерации 77
- 3.1 Принципы налогового администрирования 77
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне 83
- Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России 121
- Введение
- Часть 1. Исторические и экономические предпосылки становления и развития системы налогообложения
- 1.1 Историческое развитие экономической мысли в сфере налогообложения
- 1. 2 Сущность налогов и их роль в современном обществе
- 1.3 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
- Из учебника стр 34-35 Контрольные вопросы
- Часть 2. Правовое регулирование налоговых отношений
- 2.1. Правовая основа налоговой системы Российской Федерации
- 2.2 Реформирование Налоговой системы России
- 2.3 Налоговый контроль
- 21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- 21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- 21.3. Права и обязанности налоговых органов
- 21.4. Организация работы налоговых инспекций
- 21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
- 21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
- 21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
- 21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
- Часть 3 Совершенствование налогообложения в Российской Федерации
- 3.1 Принципы налогового администрирования
- Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
- 19.1 Роль налогов в формировании доходов бюджетов*
- 19.2. Концептуальные положения организации налогового процесса
- Экономический анализ состояния расчетов с бюджетом
- Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
- 19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов
- Особенности налогового планирования в закрытых административно-территориальных образованиях и свободных экономических зонах
- Совершенствование налогообложения в Российской Федерации Глава 26. Необходимость и коцептуальные направления реформирования налоговой системы в России
- 26.1. Основные недостатки действующей налоговой системы России
- 26.2. Концептуальные направления реформирования налоговой системы России
- 26.3. Реализация концепции налоговой реформы в правительственном пакете налоговых законов 2000 г.
- Краткий глоссарий