logo
методическое пособие налоги

1.3 Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики

Для обеспечения процесса постоянного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует методы государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых и правовых мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней, представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

В послевоенный период действовали три основные модели экономического развития. Первая – «либеральная» модель». Наиболее последовательно реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Налоги устанавливаются на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка.

Вторая модель – «планово-административная экономика». Характеризуется высоким уровнем государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением нормативно необходимой для развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

Третья модель – «стратегии ускоренного развития». Принято считать, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В её рамках распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц.

Вышеперечисленные модели подчёркивают, что налоговая политика является составной частью экономической политики и государственного регулирования экономики, которое связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

Все вышеперечисленные функции государства в той или иной степени отражаются в налоговой политике, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.

Методы государственного регулирования можно разделить на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Косвенные предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф. Владелец товара и услуг включает налоговую сумму в цену, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. В рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.

В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90 % всех бюджетных поступлений. Таким образом, мировая практика доказала, что главным источником мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Государство может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к выпуску денег в обращение, однако это может привести к инфляции и привести к тяжелым экономическим последствиям.

Интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции требуют продуманной налоговой политики, основанной на снижении налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами. Не стоит также забывать о том, что налоги (как косвенные, так и прямые) являются ценообразующим фактором, и, следовательно, формируют конкурентоспособность национальных производителей. В условиях глобализации мировой экономики налоговая политика любого государства должна строиться во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проведенных странами – крупными экономическими партнерами данного государства. Сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно разделить на три основные группы:

• фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

• экономическая, или регулирующая, – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

• контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики. Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Выделяют три типа налоговой политики:

Первый тип связан с высоким уровнем налогообложения. Налоговая политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При этом пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика - низкое налоговое бремя. Такая политика способствует развитию экономики быстрыми, особенно ее реального сектора, т.к. обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Из-за более низкого, чем в других странах уровня налогообложения, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, вследствие чего возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики. Минусом такой политики является урезание бюджетных программ из-за сокращения бюджетных доходов.

Третьим типом является налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ. В основном распространён в странах с долгосрочной концепцией построения национальной экономики. Характерными чертами таких государств являются:

Ориентирование налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги происходит двумя подходами. В основе первого лежит предпосылка, что физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью,, так называемый принцип платежеспособности.

Второй подход реализует принцип справедливости, т.е. более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих сбоев налогового механизма, государство использует такие инструменты, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования, таких как:

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Действенность вышеприведённых санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени, необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.