logo
методическое пособие налоги

19.4. Порядок расчета контингентов важнейших налогов

Продолжая логику материалов предыдущих параграфов главы и в качестве определенного резюме еще раз отметим, что процесс налогового планирования следует рассматривать как единство нескольких элементов. Во-первых, налоговое планирование основывается на научно обоснованной концепции построения налоговой системы государства, ее состава и структуры, соответствующих проводимым в экономике преобразованиям. В рамках данного направления устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения государства, и методы движения к ним. Таким образом, налоговое планирование находит выражение в налоговой политике государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Второй составляющей налогового планирования является разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами и составляет основу для такого понимания налогового планирования. Нормативы отчислений налогов в бюджеты нижестоящего уровня бюджетной системы определяются законом о соответствующем бюджете.

Третьим направлением налогового планирования является расчет конкретных сумм – контингентов* налогов, мобилизуемых на территории. Это один из важнейших элементов системы налогового и бюджетного планирования, так как оценка налоговых поступлений призвана обеспечить экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных показателей. Основной задачей этого этапа налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом. Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса налогового планирования основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата. Отечественный опыт составления таких расчетов невелик, что объясняется кардинальными изменениями системы платежей в бюджет и, следовательно, методов их оценки, произошедшими в период перехода к рыночным отношениям.

* При планировании объема налогов используется понятие «контингент налога», которое характеризует общую сумму взимаемого на данной территории конкретного вида налога или иного платежа.

Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципиальных методических подходов, вместе с тем круг участников процесса планирования различается в зависимости от уровня управления. Рассмотрим организацию работы по планированию контингентов ряда налогов на примере Санкт-Петербурга.

Схема информационных потоков в процессе разработки планов налоговых поступлений представлена на рис. 19.3.

Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений в бюджет города. На первом этапе процесса расчета контингентов налогов Комитет финансов аккумулирует статистические и аналитические материалы, необходимые для составления плана налоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга.

Процесс расчета начинается с налоговых инспекций районов города, которые на основе сложившейся динамики поступления налогов составляют прогноз объема платежей в бюджет юридических и физических лиц. Сведения о фактической величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уровней, размере недоимки по налогам, предполагаемых суммах налоговых поступлений на следующий отчетный период по всем районам города поступают в Управление министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, где составляется отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему РФ в целом по городу. Составляются также отчеты о задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, ряд других отчетных и аналитических материалов, необходимых для расчетов прогнозной величины налоговых поступлений. Расчеты производятся исходя из объема фактически поступивших сумм, выявленных тенденций, индекса инфляции, предполагаемых изменений налогового законодательства. Информацию о фактических суммах налогов, поступивших в бюджеты всех уровней, предоставляет и Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу.

Одновременно Комитет экономики и промышленной политики города сообщает Комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу (три года).

При формировании проекта бюджета используются как среднесрочные, так и долгосрочные экономические прогнозы. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы экономического развития, как правило, на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета включает основные экономические показатели: индекс цен, уровень процентной ставки рефинансирования ЦБ, уровень безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических лиц и др. Долгосрочный прогноз составляется на отдаленную перспективу (свыше 5 лет). В нем, как правило, отражаются не экономические прогнозы как таковые, а цели и задачи государственной бюджетно-налоговой политики в городе.

Санкт-Петербургский комитет государственной статистики направляет в Комитет финансов информацию о социально-экономическом положении Санкт-Петербурга, включающую данные о затратах на производство промышленных предприятиятий города, динамику капитального строительства, сведения о наличии и использовании основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики Санкт-Петербурга и другие необходимые показатели.

Комитет финансов совместно с Комитетом экономики и промышленной политики подготавливает и представляет на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга следующие материалы:

• основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики города на очередной финансовый год и на предстоящие три года;

• проект финансового плана-прогноза Санкт-Петербурга на три года;

• порядок организации межбюджетных отношений органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления города.

Документом, отражающим основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики города, концепцию экономической стратегии Санкт-Петербурга, цели развития региона, является финансовый план-прогноз. После получения от Правительства РФ согласованного варианта финансового плана-прогноза Комитет финансов города приступает к непосредственному расчету величины налоговых поступлений на очередной финансовый год. Разграничение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и статьями закона о федеральном бюджете на очередной год.

Далее на примере налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий и организаций, подоходного налога с физических лиц, других налогов рассмотрим методику расчета налоговых поступлений к проекту бюджета субъекта РФ – Санкт-Петербурга.

Расчет суммы поступлений налога на добавленную стоимость основан на учете пяти компонентов добавленной стоимости:

• прибыли;

• фонда оплаты труда;

• отчислений в государственные специальные внебюджетные фонды;

• амортизации;

Размер этих показателей определяется Комитетом экономики и промышленной политики на основе их фактических значений за предыдущий период с учетом темпов роста ВВП. Сумма «выпадающих» доходов бюджета за счет предоставления льгот рассчитывается Управлением министерства по налогам и сборам РФ (УМНС РФ) по Санкт-Петербургу исходя из суммы льгот, заявленных налогоплательщиками в предыдущем отчетном периоде, с учетом предполагаемых изменений. Ставка налога представляет собой средневзвешенную ставку НДС, по которой осуществлялся расчет налога плательщиками в периоде, предшествующем плановому. Коэффициент сбора устанавливается УМНС РФ по СПб и отражает долю налога, поступившего в бюджет, в общем объеме начисленного плательщиками налога. Доля НДС, зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливается на основании закона о федеральном бюджете на очередной год (см. табл. 19.8).

Порядок определения предполагаемой суммы поступлений налога на прибыль предприятий и организаций (см. табл. 19.9) соответствует методике исчисления налогооблагаемой прибыли согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991 г. № 2116-1 с последующими изменениями и дополнениями. Расчетная сумма налога включает в себя налог, исчисленный по ставкам 30, 15 и 70 %. Пункт 13 расчета учитывает изменения в региональном законодательстве по налогу на прибыль.