4 Стадия – Исполнение бюджета (раздел 8 главы 24 и 25).
Начинается после утверждения его законодательными органами и подписания его Президентом РФ (президентом республики, губернатором или главой муниципалитета).
Осуществляется исполнительными органами власти – Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, которые обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана (под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году).
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейство открывает в ЦБ РФ счета, через которые осуществляются все кассовые операции.
Данная стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение доходной и расходной частей бюджета.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
– зачисление на единый счет бюджета доходов;
– возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
– зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
– уточнение платежей.
Непосредственное участие в исполнении доходной части бюджета принимают: Федеральная Налоговая Служба, Государственный таможенный комитет, которые осуществляют надзор за правильностью уплаты налогов и других обязательных платежей и представляют необходимую информацию казначейству.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
– принятие бюджетных обязательств;
– подтверждение денежных обязательств;
– санкционирование оплаты денежных обязательств;
– подтверждение исполнения денежных обязательств.
Исполнение расходной части бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетных росписей – это документ, который составляется и ведется главными распорядителями бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета) – БК.
В бюджетных росписях проставляются суммы и сроки расходования бюджетных средств в течение финансового года (обычно поквартально). Данный документ устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
В свою очередь бюджетные организации составляют сметы расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их рассматривает и утверждает (в рамках бюджетной росписи).
Бюджетные росписи направляется в орган, исполняющий бюджет (уполномоченный исполнительный орган).
Орган, исполняющий бюджет утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств и доводят до них уведомления о бюджетных ассигнованиях.
Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств.
Объемы принятых и исполненных бюджетных обязательств не превышают лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных бюджетных обязательств не превышает объем принятых бюджетных обязательств.
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого дохода не допускается.
Финансовый год завершается 31 декабря.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.
Расходы бюджета на этапе исполнения могут быть сокращены.
1) Если финансирование сокращается не более чем на 5% то ввести режим сокращения расходов может руководитель финансового органа, например Минфин;
2) Если финансирование сокращается более чем на 5%, но менее чем на 10%, то ввести режим сокращения может орган исполнительной власти соответствующего уровня, например Правительство РФ;
3) Если финансирование сокращается более чем на 10%, то ввести режим сокращения может только законодательная власть, т.е. орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.
Возможна блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета, например при нецелевом использовании бюджетных средств.
Если доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств. При этом изменения в закон не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в закон о бюджете.
Главный распорядитель и распорядители бюджетных средств имеют право перемещать ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, доведенного до получателя.
5 – 6 стадии – Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение (раздел 8.1 раздел 25.1).
Включает в себя работы по составлению отчета, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Вся работа по составлению отчета возложена на Минфин РФ и его финансовые органы (включая ФНС) и Государственный таможенный комитет и его органы.
Внешняя проверка осуществляется Счетной палатой, органом государственного финансового контроля субъекта РФ, органом муниципального финансового контроля.
Продолжительность подготовки отчета об исполнении бюджета и внешней проверки составляет примерно 5-6 месяцев по окончании финансового года.
Рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности осуществляется законодательной властью. Например, отчет об исполнении Федерального бюджета РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает.
- Сущность, значение и признаки финансов как экономической категории.
- Стадии развития категории финансы:
- Функции финансов. Субъекты финансовых отношений. Субъекты финансовых отношений:
- Виды финансовых отношений, возникающие между субъектами:
- 1) Распределительная функция
- Финансовые ресурсы. Сводный баланс финансовых ресурсов территории. Финансовые ресурсы рф
- Финансовая система рф, её состав.
- Состав финансовой системы рф
- Сущность, формы и методы управления финансами.
- Формы и методы управления финансами
- 1) Прямое государственное управление.
- 2) Система государственного регулирования.
- Органы управления финансами в рф.
- 1. Классификация в соответствии с объектами управления
- 2. Институциональная структура управления финансами в рф
- 1. Президент
- 3. Правительство рф:
- 5. Счетная палата.
- 6. Федеральное Казначейство.
- Содержание и задачи финансовой политики.
- Содержание финансовой политики определяется:
- Финансово-кредитный механизм, как важнейшая составная часть финансовой политики.
- Структура фкм:
- Виды фкм:
- Типы финансовой политики. Современная финансовая политика рф.
- 10. Финансовое планирование.
- Классификация финансовых планов
- 1. По принципу добровольности:
- 2. В зависимости от периода, на который составляется план:
- 4. В зависимости от широты охватываемых планами экономических отношений:
- Финансовый контроль, его сущность и значение.
- Назначение финансового контроля:
- Два аспекта финансового контроля:
- Основные элементы системы финансового контроля
- Основные принципы организации государственного финансового контроля
- Общая характеристика видов финансового контроля.
- 13.Государственные и негосударственные виды финансового контроля, их характеристика.
- 1 По времени проведения:
- 2 По характеру проверяемых материалов:
- 7 По взаимосвязи субъекта и объекта:
- 8 По способу организации:
- 14.Аудит и ревизия, как виды финансового контроля.
- Сходство данных видов контроля:
- Различия:
- Методы проведения финансового контроля.
- Сущность, значение и функции финансов хозяйствующих субъектов. Группировка финансовых отношений на уровне предприятия.
- Финансы → децентрализованные;
- Вид фондов → денежный.
- 1) Финансовые отношения внутри хозяйствующих субъектов
- 2) Финансовые отношения между хозяйствующими субъектами:
- 3) Финансовые отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими управленческими структурами:
- 4) Финансовые отношения хозяйствующих субъектов с финансово–кредитной системой.
- 17. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий.
- 2) По источнику формирования:
- 3) По способу привлечения:
- Направления использования финансовых ресурсов:
- 18. Выручка от реализации продукции, как источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
- Этапы распределения выручки и формирования собственных источников финансирования
- I Этап воспроизводства материальных ресурсов
- II Этап воспроизводств трудовых ресурсов
- III Этап формирования результатов
- 19.Финансирование капитальных вложений.
- Финансирование кругооборота основных фондов
- Источники финансирования основных фондов:
- 20.Оборотные средства и их финансирование.
- Состав оборотных средств (классификация)
- 2) По признаку организации:
- Источники финансирования ОбС:
- Особенности финансирования производственных фондов (самостоятельно):
- 21.Организация финансовой работы на предприятиях. Задачи и функции финансовой службы.
- 7 Страхование финансовых рисков.
- 8 Работа на финансовых рынках (рынок цб).
- 22. Финансовое планирование на предприятиях, методы планирования. Виды финансовых планов.
- 23. Финансовая отчетность предприятия и методы ее анализа.
- 1) Внутренние
- 2) Внешние
- Основные методы анализа отчетности.
- 24.Сущность, значение и функции финансов страхования.
- Финансы → централизованные и децентрализованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный и материальный.
- 1) Денежные перераспределительные отношения возникают только между участниками страхования
- 1) Распределительная функция
- 1.2 Предупредительная
- 1.3 Восстановительная
- 2) Контрольная функция
- 25. Субъекты страховых отношений. Организационные формы образования страховых фондов. Организационные формы создания страховых фондов в экономике
- Классификация и виды страхования.
- I обязательное страхование
- Рынок страховых услуг рф.
- Субъекты страховых отношений
- 1 По сектору экономики в народном хозяйстве (институциональная структура)
- Структура коммерческого сектора страхования
- Финансовые аспекты страховой деятельности. Тарифная политика.
- Сущность и значение государственных финансов. Государственные доходы и расходы.
- Финансирование государственных расходов
- Сущность, значение и функции государственного бюджета, как звена финансовой системы.
- 1) Как финансовая категория
- 2) С материальной точки зрения
- 3) Как финансовый план
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Государственный бюджет, как основной финансовый план государства. Его характеристика.
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Доходы бюджетов различных уровней и их классификация.
- 2) По форме образования:
- 4) Как источник формирования конкретного бюджета:
- 5) Как источник финансирования расходов:
- Расходы бюджетов различных уровней и их классификация.
- Система бюджетных расходов и их классификация
- 4) По возможности сокращения:
- 6) По роли в общественном производстве:
- Бюджетный дефицит, его причины и методы финансирования.
- Причины бюджетного дефицита
- 4) Низкая эффективность государственного финансового управления
- Способы решения проблемы дефицита
- 1) Группа – безинфляционные способы:
- 2) Группа – инфляционный способ
- Допустимые размеры дефицита государственного бюджета в рф:
- Бюджетное устройство. Бюджетная система рф.
- Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф. Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф:
- 2 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- 3 Самостоятельность бюджетов разных уровней
- 4 Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
- 7 Результативность и эффективность использования бюджетных средств
- 12 Подведомственность расходов бюджетов
- 13 Единство кассы
- Бюджетный процесс и его участники.
- Участники бюджетного процесса:
- Краткая характеристика стадий бюджетного процесса.
- 1 Стадия – Составление проекта бюджета (6 раздел гл. 20).
- Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:
- Составление проекта бюджета основывается на:
- 1) Документы и материалы, на основании которых проект бюджета формировался:
- 2) Проекты законов о государственных внебюджетных фондах.
- Порядок рассмотрения Федерального бюджета:
- 1 Чтение:
- 2 Чтение:
- 3 Чтение:
- 4 Стадия – Исполнение бюджета (раздел 8 главы 24 и 25).
- Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Система кассового исполнения бюджета.
- 1) Принцип единства кассы
- 2) Принцип специализации бюджетных средств
- Система межбюджетных отношений.
- Сущность, значение и функции внебюджетных специальных фондов. Классификация фондов.
- 1) Наличие у государства специализированных видов расходов.
- 2) Необходимость обеспечения целевого использования средств.
- 3) Ограниченность финансовых ресурсов и дефицит бюджета.
- 1) В зависимости от целевого назначения:
- 2) В соответствии с уровнем управления:
- 4) По охвату проблем:
- Особенности вбф:
- Сущность, значение и функции государственного кредита.
- 1 Распределительная функция
- 2 Контрольная функция
- Виды государственного кредита, их краткая характеристика.
- 1.2 Использование сбережений через Сбербанк и использование ссудного фонда
- 1.3 Казначейские ссуды
- Государственные займы, как основная форма государственного кредита. Классификация займов.
- 3. По категории держателя ценных бумаг:
- 4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:
- 5. По форме выплаты доходов:
- 7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:
- 8. По методу определения дохода:
- Управление государственным кредитом.
- Государственный долг. Виды. Методы управления.
- Виды государственных ценных бумаг рф.
- Основные виды государственных ценных бумаг
- 1 Государственные бескупонные краткосрочные облигации – гко
- 2 Казначейские обязательства – ко
- 3 Облигации федерального займа – офз
- 4 Облигации государственного сберегательного займа – огсз
- 11 Сберегательная бумага для населения – сбн.
- Территориальные финансы, их состав.
- Состав тф:
- Рынок ссудных капиталов и его структура. Ссудный процент.
- 1 Средства хозяйствующих субъектов:
- 1 Требующие разрешения на использование, платные (например, депозитные счета)
- 2 Не требующие согласия владельцев на использование, бесплатные (текущие и расчетные счета)
- Формы ссудного процента:
- Факторы, оказывающие влияние на величину ссудного процента:
- 1) Внешние и внутренние
- 2) Общие и частные
- 1) По временному признаку:
- Сущность кредита и его роль в экономике. Функции кредита.
- Функции кредита в экономике:
- Виды и формы кредита.
- 1 Ростовщический кредит
- 1 В зависимости от срока погашения (предоставления)
- Институциональная структура кредитной система
- Этапы развития банковской системы России. Состав и характеристика современной банковской системы рф.
- Центральный банк рф, его задачи и функции.
- Функции Центрального банка рф:
- 1 Разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
- 2 Расчетный центр банковской системы:
- 3 Банковское регулирование и надзор:
- 4 Валютное регулирование
- Коммерческие банки и их функции.