Бюджетная система
Как экономическая категория, бюджет - это система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
Как юридическая категория понятие бюджета приведено в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет рассматривается со стороны источников его формирования и тех форм, в которых осуществляется расходование бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.
Можно охарактеризовать бюджет также, как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов.
Рисунок 3.1.1. Сущность бюджета как экономической и правовой категории
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Структура бюджетной системы зависит от формы государственного устройства
Простое (унитарное) государство - это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.
Сложное - это государство, которые представляет собой либо союз государств, либо другого типа объединение относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований, например, федерация и конфедерация.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух уровней - государственный бюджет и местные бюджеты, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно.
В федеративных государствах бюджетная система, как правило, состоит из трех уровней - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде), местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из:
- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
Каждый из указанных бюджетов представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления. Основным звеном бюджетной системы Российской Федерации - федеральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы. Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов, зафиксированных в Бюджетном Кодексе и приведенных в Приложении 1.
Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.
- Тема 1. Финансы и финансовая система Происхождение термина финансы. Понятие финансов. Финансовые ресурсы. Функции финансов. Финансовый механизм. Финансовая система. Сферы и звенья финансовой системы
- Финансовые ресурсы
- Функции финансов
- Финансовая система
- Финансовый механизм
- Функции денег
- Теории денег
- 1. Трансакционная теория.
- 2. Теория денежных остатков.
- 3. Теория дохода.
- Денежная эмиссия и закон денежного обращения
- Модели бюджетного федерализма
- Бюджетная система
- Доходы бюджетов
- Расходы бюджетов
- Сбалансированность бюджетов
- Бюджетный процесс
- Территориальные и местные финансы
- Тема 4. Внебюджетные фонды Понятие государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования.
- Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования
- Целевые бюджетные фонды
- Управление государственным кредитом
- Финансовое планирование на уровне государства
- Финансовый контроль
- Методы финансового контроля
- Финансовые отношения предприятий
- Денежные фонды и резервы предприятий
- Финансовые ресурсы предприятий
- Принципы организации финансов предприятий
- Управление структурой капитала
- Управление долгосрочным финансированием предприятий
- Управление краткосрочным финансированием
- Тема 9. Финансовое планирование на предприятии Роль и задачи финансового планирования на предприятиях. Цели планирования. Принципы финансового планирования. Методы финансового планирования.
- Организация и методы планирования
- Принципы финансового планирования
- Методы финансового планирования
- Годовое финансовое планирование
- Оперативные финансовые планы
- Тема 10. Финансовый рынок Финансовые рынки и финансовые институты. Основные сегменты финансового рынка. Валютный рынок. Рынок золота. Рынок капитала. Денежный рынок. Спотовый и срочный рынок.
- Финансовые рынки и их виды
- Деятельность центрального банка
- Система рефинансирования банковского сектора
- Формы рефинансирования.
- Второй уровень банковской системы
- Формы предоставления кредита заемщику
- Процесс кредитования банком клиента
- Тема 13. Формы и порядок проведения расчетов Принципы осуществления безналичных расчетов. Расчеты платежными поручениями. Расчеты по инкассо. Расчеты по аккредитиву. Расчеты чеками.
- Принципы организации безналичных расчетов
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты аккредитивами
- Расчеты чеками
- Расчеты по инкассо
- Классификация видов страхования
- Тарифная политика
- Структура страхового тарифа
- Страховые резервы страховой организации
- Тестовые задания для самоконтроля Тема 1. «Финансы и финансовая система»
- Тема 2. Деньги и денежное обращение
- Тема 3. Государственные финансы
- Тема 4. Внебюджетные фонды
- Тема 5. Государственный кредит
- Тема 6. Финансовое планирование и контроль
- Тема 7. Финансы предприятий
- Тема 8. Управление финансами предприятий. Финансовый менеджмент
- Тема 9. Финансовое планирование на предприятии
- Тема 10. Финансовый рынок
- Тема 12. Финансово-кредитная деятельность
- Тема 13. Формы и порядок проведения расчетов
- Тема 14. Страхование
- Тема 15. Международные финансы
- Литература
- Приложения
- Глава 5. Принципы бюджетной системы российской федерации
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- Расчет базовых тарифных ставок