logo
finans-i-kredit-konspekt-lekciy

Денежная эмиссия и закон денежного обращения

Эмиссия денег (от лат. emissio – выпуск) это выпуск в обращение денежных знаков во всех формах.

Налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В большинстве стран эмиссию наличных денег могут осуществлять только Центральные банки.

Общее предложение денег в экономике порождается взаимодействием коммерческих банков и центрального банка в процессе создания кредитных денег.

В процессе развития денежной системы произошло выделение денежных агрегатов с различной степенью ликвидности.

1. Агрегат М0 – наличные деньги:

2. Агрегат М1 – равен агрегату М0 плюс остатки на расчетных, текущих и прочих счетах, плюс вклады до востребования в коммерческих банках.

3. Агрегат М2 – равен агрегату М1 плюс срочные вклады.

4. Агрегат М3 – равен агрегату М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Наиболее высоколиквидные активы в виде наличных денег и трансакционных (чековых) депозитов, которые обслуживают все обменные операции и платежи, обозначаются параметром - деньги М1. Денежные агрегаты (деньги М2 и М3) формируются исходя из способности денег быть средством накопления покупательной способности.

Сколько должно быть денег в экономике? Ответ на этот вопрос зависит от зависит большого числа факторов. Регулирование объемов денежной массы осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка.

В общем виде можно выделить два основных направления денежно-кредитной политики, известных из курса «Макроэкномика». Это денежно-кредитная рестрикция (или политика дорогих денег) и денежно-кредитная экспансия (или политика дорогих денег). При этом для оценки состояния денежной системы используется показатель М2/ВВП, показывающий уровень монетизации экономики, то есть – достаточность денег для осуществления общественного воспроизводства.

Закон денежного обращения выражает взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью обращения денег и может быть выражен формулой:

где: S1- сумма цен товаров и услуг; S2 – сумма цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; P – взаимопогашающие платежи; C – среднее число оборотов денег как средства обращения.

При металлическом обращении количество денег регулировалось автоматически. Если денежное обращение обслуживается банкнотами или бумажными деньгами, то количество выпущенных денег должно быть равно количество золотых денег, необходимому для обращения. В этом случае бумажные деньги будут выполнять свои функции. В случае же неограниченной эмиссии закон денежного обращения нарушается, происходит переполнение каналов денежного обращения излишними денежными знаками и увеличиваются темпы инфляции.

Инфляция – феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, сопровождающийся повышением цен на товары и услуги, падением покупательной способности денег.

Контрольные вопросы.

1. В чем сущность функции денег как меры стоимости?

2. В чем заключается функция денег как средства обращения?

3. В чем заключается функция денег как средства образования сокровищ?

4. В чем заключается функция денег как средства платежа?

5. В чем сущность функции мировых денег?

6. Какова теория товарного происхождения денег?

7. В чем заключается сущностью денег?

8. Что характеризуют металлические деньги?

9. Какова сущностью бумажных денег?

10. В чем сущность кредитных денег?

11. Что представляет собой вексель?

12. Какова сущность банкноты?

13. Что представляет собой чек?

14. Какова сущность электронных денег?

15. Каким образом деньги выполняют свои функции?

16. Перечислите основные денежные агрегаты и их составляющие.

17. Сформулируйте закон денежного обращения.

18. Почему классическая количественная теория денег не могла объяснить появление деловых циклов?

19. В чем различие между основными теориями денежного обращения?

20. Как основные макроэкономические школы объясняют появление инфляции и в чем состоят их рекомендации по ее снижению?

Тема 3. Государственные финансы

Понятие бюджетного федерализма. Модели бюджетного федерализма. Бюджетная система. Социально-экономическая сущность бюджета. Принципы построения бюджетной системы. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство. Бюджетный процесс и его основные этапы. Территориальные и местные финансы.

С помощью инструментов фискальной (налогово-бюджетной) политики, государство может воздействовать на воспроизводственный процесс, решать многие сложные внутриполитические проблемы, обеспечивать выравнивание социально-экономических условий жизни населения. Основой для реализации такой политики является соответствующая модель бюджетного федерализма.

В Энциклопедическом словаре под бюджетным федерализмом понимается «форма автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных и закрепленных законодательных нормах, положениях».

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов.

1. Определение состава расходных полномочий и распределение их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению.

2. Определение источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий.

3. Организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня.