logo
finans-i-kredit-konspekt-lekciy

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом - это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование - это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия - традиционно это изменение доходности займов (понижение - в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация - изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель - уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Аннулирование государственного долга - полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Поскольку обслуживание государственного долга осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, Бюджетным Кодексом РФ установлены предельные объемы заимствований для всех уровней государственной власти и местного самоуправления.

Так, предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит отличие государственного кредита от других форм публичных финансов?

2. В чем состоит отличие государственного кредита от других форм кредита?

3. Назовите формы государственных и муниципальных заимствований.

4. Как соотносятся внешний и внутренний долг?

5. Дайте характеристику системы управления государственным долгом.

6. Охарактеризуйте основные виды государственных ценных бумаг.

7. Дайте характеристику основных способов управления государственным долгом.

Тема 6. Управление финансами и финансовый контроль

Управление финансами. Полномочия органов государственной власти в управлении финансами. Финансовое планирование на уровне государства. Финансовый контроль. Принципы, виды и методы финансового контроля.

В терминологии менеджмента управление - это собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые предопределяются особенностями государственного устройства, политическими процессами в стране и другими факторами, влияющими на процессы перераспределения. В качестве субъектов управления на всех уровнях финансовой системы выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.

Государство может осуществлять процесс управления финансами с помощью методов прямого административного и косвенного воздействия.

Таблица 6.1. Прямые и косвенные методы государственного регулирования финансов.

Прямые методы государственного регулирования финансов

Косвенные методы государственного регулирования финансов

финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг

формирование и поддержание конкурентной среды в экономике

применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров

государственное регулирование цен естественных монополистов;

проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты

защита контрактных отношений

установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков

проведение эффективной таможенной политики;

применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины

содействие развитию страхования и рынка капитала

лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот и предельных цен по некоторым товарам и услугам

В качестве инструментов управления финансами, так же, как и в общем менеджменте, выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие основные органы:

1) профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

2) Министерство финансов РФ и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство РФ по налогам и сборам;

5) Федеральная служба налоговой полиции РФ;

6) Государственный таможенный комитет РФ;

7) Министерство государственного имущества;

8) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.