logo search
Finansy

Бюджетная политика.

Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

В первую очередь при определении институциональных основ бюджетной политики должно быть сформировано представление о возлагаемых на государство обязанностях, исходя из этих обязанностей формируются расходы, а величина необходимых расходов позволяет определить требуемые доходы. Функции государства должны быть четко структурированы и законодательно закреплены. При этом определение величины налогового бремени как макроэкономического ориентира при проведении бюджетной политики должно основываться не только на современных налоговых теориях, но и отражать качество выполнения государством своих функций. Неясность в вопросе о возложенных на государство функциях создает благоприятную среду для размывания финансового потенциала государства, разрастания бюрократического аппарата и расходования средств на удовлетворение мнимых потребностей, при том что реальные потребности игнорируются.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Р. Масгрейв в книге «Теория государственных финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики:

1. аллокационная составляющая связана с необходимостью корректировки рыночного механизма размещения финансовых ресурсов в экономике, если он оказывается неэффективен в связи с «недостатками рынка», и выражается, например, в том, что государство с помощью налогов ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами или с помощью государственных расходов способствует производству благ, обладающих особыми достоинствами.

2. распределительная - заключается в изменении предпосылок и результатов рыночного распределения доходов. Например, собирая налоги с работающих, государство выплачивает пенсии и пособия нетрудоспособным и безработным;

3. стабилизационная - определяется ее влиянием на общее макроэкономическое равновесие, которое в значительной степени определяется характером и размерами налогов, государственных расходов, величиной государственного долга, состоянием кредитной системы.

Каждая из них оказывает влияние на величину и направленность финансовых потоков, формируемых рынком. Аллокационный, распределительный и стабилизационный аспект бюджетной политики тесно связаны между собой и образуют единое целое: принятие стабилизационных мер неизбежно влечет за собой аллокацию и распределение финансовых ресурсов, а распределительная составляющая финансовой политики может оказать существенное влияние на макроэкономическую стабильность. Их разграничение необходимо для четкого определения и анализа конкретных целей, которые могут достигаться посредством проведения бюджетной политики.

Приоритеты бюджетной политики как инструмента управления национальной экономикой не оставались постоянными. Они менялись вместе с развитием бюджетных систем, изменением внешних экономических условий и ростом отрицательных эффектов чрезмерного роста государственного вмешательства в их экономику. По мере развития системы государственных финансов и концентрации в руках государства возрастающих объемов финансовых ресурсов усиливается актуальность проблемы экономической эффективности государства в широком диапазоне ее аспектов - от теоретических разработок до оценок результативности отдельных направлений расходования государственных средств. Аккумулируя значительные объемы финансовых ресурсов, государство не всегда обеспечивает их эффективное перераспределение, что в конечном счете сдерживает темпы экономического роста и социального прогресса, осложняет интеграцию хозяйства в глобальную экономику.

Государственные финансы как механизм, нацеленный на устранение или смягчение провалов рынка, так же далек от совершенства. В этом отношении важную роль играет анализ издержек и выгод рациональности различных государственных программ и проектов. Однако осуществить их адекватную оценку на основе формализованных процедур соизмерения затрат и результатов крайне сложно, так как издержки и выгоды оцениваются с позиций не индивида, а всего общества. Многие выгоды, связанные с реализацией государственных программ, не могут быть выражены количественно. Кроме того, потребности различных экономических субъектов могут существенно различаться, соответственно и их пожелания относительно приоритетных направлений развития системы государственных финансов будут различными. Отсюда следует, что затраты и результаты следует оценивать с учетом экстерналии.

Понимание бюджетной политики как процесса обмена между индивидами и государством, при котором каждый стремится к достижению своих целей, соглашаясь платить налоги в обмен на необходимые общественные блага, т.е. признание «контрактной» сущности общественных благ, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. В качестве пояснения данной трактовки можно привести слова Дж. Бьюкенена: «...в политике граждане соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда... При этом особое значение для экономики имеет обеспечение государством защиты прав собственности».

Доходы, которые собирает государство через налоги, являются вознаграждением за предоставление благ, которые в данных условиях наилучшим образом может предоставить именно государство. Данная интерпретация бюджетной политики является теоретическим фундаментом для обоснования значимости проблем нахождения правильного для данных условий соотношения роли рынка и государства, а также разработки системы критериев эффективности расходования государственных средств. Как отмечает М. Алле, многие современные авторы склонны забывать о неразрывной связи между качеством услуг, которые государство предоставляет, и налогами, которые оно собирает. Данный подход предполагает, прежде всего, выработку взаимоприемлемых отношений между государством и бизнесом, включая поддержку малых и средних предприятий, стимулирование занятости населения, борьбу с коррупцией, а также создание жестких законодательных рамок для перераспределительной деятельности государства. Задача формирования предсказуемых и эффективных отношений государства с бизнесом является одной из ключевых в современных российских условиях и выходит за рамки бюджетной политики, поэтому оптимизация всего комплекса отношений государства и бизнеса подразумевает продвижение реформ не только на собственно финансовом направлении, но и в социально-политической сфере.

Если бюджетная политика осуществляется не в русле поиска компромисса, а исключительно как инструмент реализации фискальных интересов государства, то это может привести к противоречиям между интересами общества и государства, несоответствию между провозглашаемыми целями политики и возможностью их достижения посредством осуществляемых мер. Разработка конкретных направлений бюджетной политики предполагает определение целей, которые преследуются при ее осуществлении. Конечной целью бюджетной политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование.

Социально-экономическая результативность бюджетной политики характеризует соответствие общественных расходов и их результатов тем целям, которые преследует государство, регулируя социально-экономические процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой противоречивый характер. Это явление часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы.

Таким образом, полное и одновременное достижение всех целей бюджетной политики, как и экономической политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей.

Исходя из целей, которые ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной бюджетной политики относятся:

- формирование доходной и расходной частей бюджетной системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств;

- управление бюджетным дефицитом (профицитом);

- управление государственным долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных отношений;

- обеспечение государственных приоритетов в развитии отдельных видов деятельности, в частности инновационной, предоставление государственных кредитов;

- регулирование социальных процессов;

- управление государственной собственностью;

- регулирование иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности.

Данные направления бюджетной политики не должны рассматриваться в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической функции государственного регулирования рыночной экономики. Особое внимание при этом уделяется координации государственных мероприятий в области бюджетной и денежной политики.