logo search
Билеты по финансам

18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов

Бюджетный процесс– это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждения и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

В Российской Федерации бюджетный процесс регулируется Бюджетным кодексом и включает следующие этапы:

  1. Составление проектов бюджетов

На этом этапе определяются основные характеристики бюджетного документа, направления бюджетной политики на предстоящий период, методы покрытия бюджетного дефицита.

Работа по составлению проектов бюджетов основывается на следующих документах: Бюджетное послание Президента РФ; прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год; среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования), баланс финансовых ресурсов; основные направления бюджетно-финансовой политики на очередной финансовый год.

Главная задача этого этапа – достоверно спрогнозировать общий объём поступлений в соответствующий бюджет (доходов) на основе макроэкономических показателей и распределить их в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, определёнными в Бюджетном послании Президента.

Итогом данного этапа является проект соответствующего бюджета, основными показателями которого являются: общий объём доходов, расходов, размер бюджетного профицита или дефицита и источники его финансирования, доходы бюджета по разделам и подразделам бюджетной классификации, расходы бюджета по разделам функциональной, экономической классификации, а также по главным распорядителям бюджетных средств.

  1. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Осуществляется в законодательных органах власти (Государственная Дума, Совет Федерации Федерального собрания РФ, счётная палата РФ).

Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трёх чтениях. В первом чтении в течение 30 дней рассматриваются и утверждаются основные характеристики проекта бюджета, в том числе объём дополнительных доходов бюджета и объём перечислений в резервные фонды, объём бюджета действующих обязательств и их распределение, общий объём бюджета принимаемых обязательств.

Во втором чтении (30 дней) предметом рассмотрения являются утверждение и распределение средств бюджета принимаемых обязательств федерального бюджета между главными распорядителями по разделам функциональной классификации с выделением федеральным целевых программ и наиболее крупных инвестиционных проектов; общий объём и распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ, текстовые статьи проекта.

В третьем чтении (25 дней) происходит общее голосование за законопроект целиком, а внесение поправок в него не допускается.

  1. Исполнение бюджетов и контроль за их исполнением

Этот этап предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления утверждённых в бюджете доходов и финансирование всех утверждённых расходных обязательств органа власти.

В настоящее время основные процедуры исполнения бюджета регламентируются Бюджетным кодексом РФ. Принципиально новым его положением стало утверждение для бюджетов всех уровней казначейской системы исполнения бюджетов. В соответствии с этой системой на органы Федерального казначейства возлагается организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

В Бюджетном кодексе определены основные процедуры исполнения бюджетов. Исполнение бюджета по доходам предполагает:

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования, основным этапами которых являются:

  1. Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджетов

Процесс исполнения федерального бюджета завершается правильной организацией учёта и отчётности.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчётность, которая может быть оперативной, ежеквартальной, годовой. Единая методология отчётности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством РФ. Финансовые органы готовят отчёт об исполнении соответствующего бюджета на основании отчётов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.