28. Внебюджетные фонды и их организация в России
Наряду с бюджетами, как основными фондами денежных средств органов власти, важнейшим звеном системы государственных финансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фонды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необходимостью обособить часть государственных ресурсов для устойчивого финансирования важнейших социально-экономических программ.
Государственные внебюджетные фонды — целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчислений юридических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
По своей экономической сущности государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью фонда по решению исполнительного органа власти на основе его оперативной самостоятельности.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи: социальная защита населения, повышение жизненного уровня населения, сохранение и улучшение здоровья населения, социальная ориентация безработного населения, оказание социальных услуг населению.
В состав государственных внебюджетных фондов входят:
Пенсионный фонд России;
Фонд социального страхования;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
Главной особенностью государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации является страховой характер их формирования. Выплаты из данных фондов осуществляются только по направлениям, определенным как страховой случай, и отражают финансирование расходов по социальному, пенсионному и медицинскому страхованию.
Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ; добровольных взносов юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством. Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Федеральная налоговая служба. Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Расходование средств государственных определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подотчетен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пенсионном фонде РФ.
Он представляет собой централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях социального обеспечения граждан по возрасту.
За счет средств ПФР получают пенсии более 35 млн российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
Средства этого фонда формируются за счёт страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.
Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования РФ (ФСС). Он представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, занимающееся управлением финансами государственного социального страхования.
ФСС относится к внебюджетным социальным фондам. Его денежные средства находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.
Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями ФСС.
Этот фонд предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)
Доходы ФСС в соответствии с бюджетной классификацией подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.
В систему внебюджетных фондов России входят федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Создание этих фондов продиктовано реформированием системы финансирования здравоохранения и переходом к системе обязательного медицинского страхования, действующей во многих государствах с рыночной экономикой. Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Источниками финансирования ФОМС наряду с бюджетами служат обязательные страховые взносы работодателей.
- 4. Организационная структура финансовой системы: состав централизованных и децентрализованных финансов
- 6. Основные типы финансовой политики и их характеристика
- 8. Финансовый механизм: понятие и виды
- 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
- 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
- 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
- 12. Методы проведения финансового контроля
- 13. Государственный финансовый контроль и его организация
- 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
- 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
- 17. Принципы бюджетной системы России
- 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
- 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
- 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
- 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
- 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
- 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
- 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
- 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
- 31. Финансовые ресурсы предприятия. Источники формирования и направления использования.
- 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
- 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
- 34. Организация финансовой работы на предприятии.
- 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
- 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
- Структура финансового рынка
- 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
- 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
- 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
- 47. Ценные бумаги и их классификация.
- 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
- 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
- 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
- 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
- 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
- 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
- 54. Международные финансы и международная финансовая система.
- 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
- 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.