logo
Билеты по финансам

14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый конт­роль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осу­ществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соот­ветствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать пра­вильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении субъектов хозяйствова­ния и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля досто­верности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итого­вым документом, в котором отражаются результаты проведенно­го аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к ко­торым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отноше­нии определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в опреде­ленной организационно-правовой форме) и инициативный ау­дит. Целью обязательного аудита является получение информа­ции о финансовом положении организации, пользователями ко­торой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и ис­пользования государственных средств.

Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом поло­жении организации, состоянии ее взаимоотношений с контра­гентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима ис­полнительному органу или участникам (собственникам) органи­зации для принятия управленческих решений.

В международной практике аудита в настоящее время выде­ляют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает про­верку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с об­щепринятыми правилами бухгалтерского учета.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внут­рихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководи­телю; этот вид финансового контроля осуществляется постоян­но, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламен­тация объема и характера процедур контроля, порядка их доку­ментирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при усло­вии правильной организации способствует: повышению ответ­ственности должностных лиц и работников; сохранности и раци­ональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйствен­ной деятельности организации; получению необходимой опера­тивной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и об­щественный контроль, под которым понимают контроль, осу­ществляемый непосредственно гражданами, а также обществен­ными организациями и объединениями, т. е. без участия специ­альных государственных органов.