logo
Билеты по финансам

29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы

Пенсионная реформа 2002 года – важнейшее событие в пенсионной сфере России. И, несмотря на то, что оценить ее результаты в полной мере можно будет лишь после 2022 года, когда начнутся первые регулярные выплаты накопительных частей трудовых пенсий, уже сегодня возможен и необходим анализ влияния этой реформы на ситуацию в пенсионном обеспечении.

Действующие законы закрепляют создание в России многоуровневой пенсионной системы.

Первый уровень – это базовая часть пенсии. Плюсы ее введения лежат в сфере социальной поддержки реформы и расширения участия населения в пенсионной системе. Универсальность первого уровня пенсионного обеспечения и низкие требования к минимальной продолжительности страхового стажа, достаточные для получения трудовой пенсии (5 лет), установленные в законах 2001 года, позволяют охватить пенсионным обеспечением лиц, уязвимых в доступе к формальным трудовым доходам – длительно не работающим или неформально занятым. Кроме того, мировой опыт свидетельствует о том, что пенсионные системы с универсальными пенсиями пользуются большей поддержкой у населения, чем системы, в которых социальные пенсии предоставляются на основе проверки нуждаемости, как это предусматривалось Программой 1998 г.

Организация второго уровня пенсионного обеспечения в реформе 2002 года базируется на сочетании накопительных и распределительных принципов финансирования пенсий. Выплаты по накопительной части пенсии определяются суммарной величиной уплаченных страховых взносов и длительностью ожидаемого периода выплаты, рассчитываемого с помощью «таблиц дожития». В законе о трудовых пенсиях 2001 года число лет дожития (после выхода на пенсию) установлено в виде фиксированной величины, составлявшей 12 лет на момент начала реформы в 2002 году и увеличивающейся до 19 лет к 2013 году.

Наиболее острые накопленные проблемы:

1) Падение коэффициента замещения. Очевидно, что скорое падение коэффициента замещения до уровня ниже 20% социально неприемлемо: фактически это означало бы глубокий кризис пенсионной системы. В то же время, как показывают результаты опросов, население считает, что решение проблем пенсионной системы — обязанность государства, и в массе своей пока не готово активно включиться в создание своих накоплений (большая часть не имеет для этого и материальных возможностей).

2) Неразделенность социального обеспечения и пенсионного страхования. В настоящее время пенсионная система имеет запутанную схему финансирования, далекую от страховых принципов. Для обеспечения долгосрочной устойчивости необходимо заново определить источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет общих доходов бюджета. Без этого теряет смысл как проведенная в 2002 году реформа, так и предложения по дальнейшему развитию накопительной системы.

3) Бедность среди пенсионеров. Средние размеры трудовой пенсии все еще ненамного превосходят прожиточный минимум пенсионера. Проблема бедности пожилого населения остается достаточно острой. Прежде всего, это связано с тем, что доходы большинства пенсионеров хотя и превышают официальную черту бедности, но не настолько, чтобы они могли оплачивать медицинские услуги или услуги по уходу, приобретать новые предметы длительного пользования или улучшать жилищные условия.

4) Необходимость компенсации потерь, понесенных старшими поколениями в результате пенсионной реформы. Фактически эта задача тесно связана с первой, поскольку проигравшими от реформы являются мужчины до 1963 года рождения и женщины до 1972 года рождения, т.е. основные получатели пенсий в 2010–2030 годах, когда коэффициент замещения достигает минимума.

5) Крайне небольшой размер пенсии за счет обязательного накопительного элемента, который получат работники, выходящие на пенсию в 2022 и последующие годы. Это может стать еще одной веской причиной укрепления недоверия как к государству, так и к негосударственным структурам, допущенным к работе в сфере пенсионного страхования.

6) Нерешенность вопроса о переходе средств с обязательных накопительных счетов в собственность застрахованных. Это может привести к сохранению незаинтересованности работников молодых возрастов1участвовать в управлении средствами с их накопительных счетов и пополнять эти счета за счет легализации зарплат.

7)Нерешенность вопроса о формировании профессиональных пенсионных систем. Это осложняет и без того непростое финансовое положение Пенсионного фонда, обременяя его дополнительными выплатами в адрес досрочных пенсионеров.

8) Существование налогообложения деятельности негосударственных пенсионных фондов, не стимулирующих добровольные накопления работодателей в пользу работников и физических лиц.

Таким образом, проблемы пенсионной системы группируются вокруг трех основных тем:

– недопустимо низкие пенсии нынешних пенсионеров;

– угроза широкого распространения бедности в старости и среди тех работников, которым предстоит выйти на заслуженный отдых через 10–15 лет;

– недостаточная эффективность обязательной накопительной составляющей, что создает опасность низкого уровня пенсионного обеспечения даже среди работников моложе 1966 года рождения.

Кроме того, дальнейшее развитие пенсионной системы невозможно без предоставления больше свободы негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В этой связи должен быть предпринят целый ряд мер, касающихся и НПФ, чтобы создать для частных вкладчиков максимально привлекательные условия работы с подобными фондами, повысить надежность их деятельности. К числу таких условий относятся:

В целом, решение всех вышеперечисленных проблем требует комплексного подхода. И совершенствование пенсионной системы невозможно без развития всей системы социального обеспечения в стране.