13. Государственный финансовый контроль и его организация
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.
Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства. С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:
1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др.
В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии. РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии1. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.
Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.
Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством.
2. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам в РФ относятся: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы).
3. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).
- 4. Организационная структура финансовой системы: состав централизованных и децентрализованных финансов
- 6. Основные типы финансовой политики и их характеристика
- 8. Финансовый механизм: понятие и виды
- 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
- 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
- 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
- 12. Методы проведения финансового контроля
- 13. Государственный финансовый контроль и его организация
- 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
- 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
- 17. Принципы бюджетной системы России
- 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
- 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
- 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
- 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
- 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
- 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
- 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
- 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
- 31. Финансовые ресурсы предприятия. Источники формирования и направления использования.
- 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
- 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
- 34. Организация финансовой работы на предприятии.
- 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
- 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
- Структура финансового рынка
- 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
- 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
- 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
- 47. Ценные бумаги и их классификация.
- 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
- 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
- 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
- 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
- 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
- 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
- 54. Международные финансы и международная финансовая система.
- 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
- 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.