logo search
ФиК книга1

1) Общая характеристика и виды облигаций

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Гражданский кодекс РФ (статья 816)

Наиболее распространенной формой частных долговых обязательств являются облигации.

Держатели облигаций не пользуются правами собственников акционерного общества, которыми наделены владельцы акций. Тем не менее, лица, имеющие на руках облигации, обладают определенными преимуществами перед акционерами. До того, как акционерное общество начисляет дивиденды по акциям, оно должно обеспечить выплату процентов по облигациям, которые включаются в издержки. Если акционерное общество становится банкротом, то в первую очередь погашаются его обязательства перед держателями облигаций и иными кредиторами, а только затем оставшиеся активы распределяются между акционерами.

Таким образом, долговые обязательства обладают старшинством перед долевыми ценными бумагами.

Банки обычно предпочитают облигации большого номинала, поскольку по ним удобнее платить проценты. Котировка облигаций дается в процентах от их номинальной стоимости.

Возврат денег по облигациям осуществляется в определенное время, которое называется датой погашения. Частные облигации обычно выпускаются на срок от 10 до 40 лет и более. Наиболее распространены облигации, выпускаемые на период от 20 до 30 лет. Облигации со сроками обращения до 5 лет считаются краткосрочными, они обычно выпускаются компаниями, связанными с производством продукции оказанием услуг, и могут быть гарантированы их активами или застрахованы. Облигации, выпускаемые на срок от 7 до 15 лет относятся к среднесрочным, а облигации, находящиеся в обращении более 20 лет, являются долгосрочными.

Держатели облигаций обычно получают по ним проценты, которые, как правило, выплачиваются два раза в год. Величина процентов по облигациям зависит от разных факторов. Одним из основных обязательств, предопределяющих уровень доходности долговых обязательств, является продолжительность периода их обращения. Как правило, в нормальной экономической ситуации облигации, выпускаемые на длительные сроки, приносят повышенные проценты по сравнению с облигациями, размещаемыми на более короткие периоды времени. Причем разница между уровнями доходности по долгосрочным облигациям оказывается меньше разрыва в доходности по краткосрочным долговым обязательствам. Поэтому линия доходности облигаций имеет вид выпуклой возрастающей кривой.

В экстремальных экономических условиях указанная связь между доходностью долговых обязательств и сроками их обращения нарушается. При высокой инфляции, когда спрос на деньги значительно превышает их предложение, ставки процентов по краткосрочным долговым ценным бумагам могут оказаться выше, чем по долгосрочным.

Облигации выпускаются на предъявителя (такие облигации также называются купонными) или относятся к категории зарегистрированных (именных). Компания, выпускающая купонные облигации, не ведет учет их владельцев. Обладатель облигации на предъявителя может получить проценты путем представления купонного листа, прилагаемого к облигации, от которого при этом отделяется соответствующий купон.

Владельцам зарегистрированных облигаций выдается сертификат - документ, свидетельствующий о праве того или иного лица на обладание указанными в нем долговыми обязательствами. При продаже зарегистрированных облигаций сертификат прежнего владельца погашается, а новому владельцу выдается новый сертификат. На облигации обычно указываются следующие основные реквизиты: фирменное наименование эмитента, тип облигации, номинальная стоимость, дата выпуска, срок погашения, права при погашении (если есть), ставка процента, дата и место выплаты процентов, указание на соглашение о выпуске.

Акционерное общество, выпускающее облигации, принимает на себя обязательства выплатить проценты на каждую облигацию, указать места, в которых облигации и купонные листы будут вручены их держателям, определить юридический титул и закладную собственность, застраховать заложенную собственность против пожара и других возможных потерь; заплатить налоги, раскрыть информацию об акционерном обществе и правовых основаниях его деятельности.

Акционерное общество выплачивает проценты по облигациям в определенные периоды времени. Поэтому при продаже облигаций в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов, покупатель и продавец должны разделить между собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают продавцам помимо рыночной стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты.

Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью. Сумма процентов распределяется между различными владельцами.

Таким образом, облигация представляет собой эмиссионную ценную бумагу, отражающую отношение займа между эмитентом (заемщиком) и инвестором (кредитором).

Видов выпускаемых облигаций достаточно много и все они используются участниками рынка для получения дохода от переданных взаймы денежных средств.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Выпуск государственных ценных бумаг обычно осуществляется для финансирования бюджета, целевых государственных программ и т.д.

Основные преимущества ГЦБ перед другими видами ценных бумаг – самый высокий уровень надежности (а значит, и минимальный риск потери вложенных средств) и наиболее льготное налогообложение.

Основной недостаток ГЦБ – низкая доходность (6-8% годовых), что заведомо ниже даже официальных оценок уровня инфляции. Именно поэтому в настоящее время управляющие ПИФов не вкладывают сколько-нибудь значимых средств в государственные ценные бумаги. Зато на "падающем" рынке вложения в ГЦБ, муниципальные и корпоративные облигации - реальная возможность "спасти" капитал.

Виды государственных ценных бумаг, которые присутствуют на рынке ценных бумаг, определяются Министерством финансов России и Банком России. Итак, основными видами ГЦБ на российском рынке являются:

•государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) – выпускаются с 1993 года;

•облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

•облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД);

•облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

•облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

•облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) – выпускаются с 1995 года;

•облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) – выпускаются с 1993 года.

Отдельной группой можно выделить облигации Банка России (ОБР).

Международные ценные бумаги - ценные бумаги, находящиеся в обращении одновременно в разных странах. Международные ценные бумаги - это в первую очередь евроакции, еврооблигации, но к ценным бумагам относятся все документы, подтверждающие права лица на какое-либо имущество или денежную сумму. Еврооблигации - это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах. Сейчас еврооблигации эмитируются в виде прежде всего краткосрочных ценных бумаг, например европолисов, со сроком погашения до 1 года, но их можно превратить и в долгосрочный заем. Еврокоммерческие бумаги - форма краткосрочных ценных бумаг, эмитируемых быстро растущими компаниями. Евроакции - новые эмиссии первичные выпуски обыкновенных и привилегированных акций и других долевых ценных бумаг, распространяемых на международном фондовом рынке.