logo
ФиК книга1

9.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Источники и пути создания внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды

страхования, финансы предприятий различных форм собственности

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода

органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство

мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение

дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение

социальных услуг населения.

На основе Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного

планирования в РСФСР" от 10 октября 1991 года органы власти в рамках

законодательства РФ могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие

правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов

соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность,

указываются источники формирования, определяются порядок и направленность

использования денежных средств.

Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой

системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую

направленность;

- денежные средства фондов используются для финансирования государственных

расходов, не включенных в бюджет;

- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и

физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате,

имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и

являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в

фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах

налоговой системы РФ";

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не

входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на

какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства

или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых

государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых

общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной

самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание

РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и

местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности

государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое

назначение.

Источники формирования внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из

бюджета и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное

значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными

источниками доходов для использования в определенных целях.

Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в

названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения

национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в

процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и

сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и

региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме

безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов

бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства,

полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам

внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли предприятий, учреждений,

организаций и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как

юридическим лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может

быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме

дивидендов или процентов).

Социальные внебюджетные фонды РФ

1. Пенсионный фонд (ПФР)

2. Фонд социального страхования (ФСС)

3. Государственный фонд занятости населения (ГФЗ)

4. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Экономические внебюджетные фонды РФ

1. Российский фонд технологического развития и отраслевые

внебюджетные фонды НИОКР

2. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства

минерально-сырьевой базы

3. Фонд инвестирования жилищного строительства

Дорожный фонд

10.Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФРФ) его средства и их использование. Фонд социального страхования РФ (ФССРФ), источники доходов и его назначение. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС РФ). Порядок формирования и расходования федерального и территориального фондов медицинского страхования.

Задачи пенсионного фонда:

а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация пенсионного дела.б). участие в финансировании региональных программ.

Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников:1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы собственности.2). Зарплата работника.3). Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.4). Средства из вышестоящих органов.5). Излишки (они могут быть использованы для получения прибыли от ГКО и др. ценных бумаг и депозитов).6). Взносы в добровольном порядке.

Пенсионный возраст: мужчины – 60, женщины – 55.

Виды пенсий:

1. трудовая пенсия 2. Социальная пенсия. Выплачивается за выполнения социальных функций. а). инвалиды;

б). инвалиды с детства; в). другие.

Направления расходования:

1). На выплату пенсий в соответствии с Законодательством:

а). по возрасту;

б). по инвалидности;

в). по случаю потери кормильца;

г). за выслугу лет

2). На выплату пособий по уходу за ребенком с 1, 5 лет.

3). Единовременные выплаты материальной помощи.

4). Расходы, связанные с повышением пенсий в связи с их индексацией.

Размещение резервов в краткосрочные и долгосрочные бумаги, на развитие научно - технической базы и т. п.

ФСС

Этот фонд создается страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто занимается коммерческой деятельностью.

Источники образования:1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты);2). средства государственного бюджета;

3). доход от реализации путевок;4) прочие.

Расходование происходит на:

I – выплату пособий:а). по временной нетрудоспособности;

б). по беременности и родам;в). по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне)г). и тому подобные.

II – финансирование санаторно - курортного обслуживания.

III – материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

ФОМС

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения,

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, образуемым для аккумулирования страховых взносов и платежей, обеспечения финансовой стабильности, всеобщности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Страхователи, расположенные на территории субъекта Федерации, обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов (платежей) в Фонде или его филиалах, уплачивать страховые взносы и штрафы в порядке, определенном Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.

Сумма платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения и страховых взносов за работающих должна обеспечить потребность в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения Территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Механизм перечисления страховых взносов (платежей) на счет Фонда и текущие счета его филиалов определяется Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, территориальными Правилами обязательного медицинского страхования граждан субъекта Федерации.

Фонд обеспечивает всеобщность обязательного медицинского страхования на территории субъекта Федерации.