38.Понятие общего платежного баланса страны и его составные части. Методология составления платежного баланса. Характеристика платежного баланса в России. Проблемы внешней задолженности России.
Платежный баланс Российской Федерации – статистическая система, в которой отражаются все валютные операции между резидентами и нерезидентами Российской Федерации, связанные со сменой прав собственности на товары, услуги, финансовые активы, предоставление труда и капитала.
Платежный баланс – балансовый счет международных операций – это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения показателей ввоза и вывоза товаров, услуг, капиталов.
Методические указания Международного валютного фонда определяют платежный баланс как таблицу статистических показателей за данный период, показывающую:
а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром;
б) смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте, специальных прав заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру;
в) односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются.[4]
Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае - пассивным.
По экономическому содержанию различаются платежный баланс на определенную дату и за определенный период.
Платежный баланс на определенную дату невозможно зафиксировать в форме статистических показателей. Он существует в виде меняющегося изо дня в день соотношения платежей и поступлений. Состояние платежного баланса определяет спрос и предложение национальной и иностранной валюты в данный момент, оно является одним из факторов формирования валютного курса.
Платежный баланс за определенный период (месяц, квартал, год) составляется на основе статистических показателей о совершенных за этот период внешнеэкономических сделках и позволяет анализировать изменения в международных экономических отношениях страны, масштабах и характере ее участия в мировом хозяйстве. Показатели платежного баланса за период связаны с агрегатными показателями экономического развития (валовым внутренним продуктом, национальным доходом и т.п.) и являются объектом государственного регулирования. Состояние платежного баланса за период тесно связано с состоянием национальной валюты в долговременном аспекте, степенью ее стабильности или характером изменений валютного курса.
Платежный баланс имеет следующие основные разделы:
· торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;
· баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);
· баланс текущих операций, включающий движение товаров, услуг и односторонних переводов;
· баланс движения капиталов и кредитов;
· операции с официальными валютными резервами.
Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс.
Методологической основой составления платежного баланса большинства стран мира в настоящее время является пятое руководство МВФ по платежному балансу, изданное в конце 1993 г.В основу составления платежного баланса положены два принципа.
Первый – охват всех внешнеэкономических операций за определенный период. Это означает, что в платежном балансе отражаются все экономические операции, осуществленные за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Таким образом, речь идет не о чисто денежном балансе платежей, фактически произведенных в результате экономических операций с заграницей, а о более широком статистическом агрегате, представляющим собой смешанный платежно-расчетный баланс. В нем фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную внешнюю помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, и наконец, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются денежными платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую. При этом не имеет значения, сопровождается ли передача ценностей за границу денежным возмещением в виде реального платежа или же она осуществляется в обмен на аналогичные ценности, в кредит, или безвозмездно.[12]
Второй принцип – метод двойной бухгалтерской записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись должна показывать, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования, возникающие в результате совершенствования названной внешнеэкономической операции.
Согласно принятым в международной практике принципам двойной бухгалтерской записи всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите платежного баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы» и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус». Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс», либо приводятся без знака. При этом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными внешнеэкономическими операциями, но и изменения взимаемых требований и обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи, а иногда даже только их символизируют.[13]
Платежный баланс России публикуется в форме аналитического представления (См. Приложение). Оно позволяет учесть специфику российской экономики в процессе ее перевода на рыночные основы, отразить наиболее важные для России валютные операции, показать основные тенденции в валютной сфере.
Источниками информации для разработки платежного баланса России являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов России, поступающие на регулярной основе в Банк России из государственных и кредитных организаций, нефинансовых учреждений, а также оценочные данные.
Данные по платежному балансу размещаются в представительстве Банка России в сети «Интернет», публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России», средствах массовой информации («Российская газета» и др.), статистических изданиях МВФ «International Financial Statistics», «Balance of Statistics Yearbook».
Россия является должником и одновременно кредитором. Российская Федерация взяла на себя все обязательства по обслуживанию внешних долгов СССР в обмен на право владения всеми активами, в частности, право получения долгов с должников СССР. Однако советскими должниками являются, как правило, беднейшие страны, которые требуют списания основной части долга (до 80%).
С другой стороны, внешняя задолженность собственно России за годы реформ значительно возросла. Если в 1985 г. она составляла 28,3 млрд долл., то в 1990 г. увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. — до 80 млрд долл., а по состоянию на конец 1999 г. пре-высила 150 млрд долл., из которых долг СССР — 95 млрд долл. и долг РФ, накопленный после 1991 г., — 55 млрд долл.
По оценкам экспертов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Российская Федерация занимает шестое место в мире по размерам внешней задолженности после Бразилии,Мексики, Китая, Индии и Индонезии.
Россия в период с 1991 по 1998 г. получила кредиты от МВФ в размере более 13,6 млрд долл., от МБРР — 5,6 млрд долл., от Европейского банка реконструкции и развития и от стран ОЭСР под гарантии их правительств — более 22 млрд долл. США.
Внешний долг России подразделяется на
1) задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
2) внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом международном рынке;
3) задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшуюся до 1991 г.
В соответствии с Постановлением Совета Министров России такая задолженность оформляется в виде векселей, гарантированных Правительством РФ.
СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993-м, 1994-м и 1995 гг.
Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.
Парижский клуб — это группа главных государств-кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги. Величина долга России с процентами странам-кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд долл.
В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по долгам СССР в 1993 г. 15 млрд долл., ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей.
В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации (отсрочке) российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила шестилетний льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.
Лондонский клуб объединяет 600 частных банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.
С ним также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд долл. США (в том числе 25 млрд основной суммы долга и 7 млрд долл. неоплаченных процентов по нему).
Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода.
Достигнутые соглашения с международными организациями позволяют сохранить годовые объемы платежей по погашению основного долга в 1997—2005 гг. в пределах 1% ВНП.
В марте 1996 г. МВФ принял решение о предоставлении России в течение трех лет расширенного кредита в размере 10,2 млрд долл. США, первые транши которого Россией уже получены. Выделение кредита началось в марте 1996 г. путем перечисления каждый месяц 340 млн долл.
В июле 1998 г. вновь Россией была достигнута договоренность с МВФ о предоставлении 10—15 млрд. долл. США для обеспечения стабилизации российского рубля при условии проведения страной жесткой финансовой политики (снижение темпов инфляции и бюджетного дефицита).
Следует отметить, что Россия получила отсрочку по погашению капитальной суммы долга. Это не относится к выплате процентов по нему. Только в 1999 г. сумма процентных платежей составила 17,5 млрд. долл. США. Кроме того, еще 1 млрд. в год стоит обслуживание наших облигаций, размещенных на внешнем рынке. По краткосрочным обязательствам — ГКО задолженность нерезидентам составляет 20 млрд. долл. США. Сложная финансовая ситуация на российском рынке вызвала сброс нерезидентами наших ценных бумаг, что резко обострило валютное положение России. Вследствие тяжелого финансового кризиса и невозможности крупных платежей по внешнему долгу Правительство РФ ведет переговоры с Парижским клубом кредиторов о списании части долгов бывшего СССР.
Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно.
Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены.
Более, чем в кредитах, Россия нуждается в иностранных инвестициях, поскольку именно с помощью инвестиций происходит ускорение экономического роста и создается реальное богатство страны.
- 1.Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов. Состав государственных финансов и функции отдельных звеньев. Государственные доходы, методы их мобилизации.
- 4.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы рф. Принципы функционирования бюджетной системы рф.
- 5.Федеральный Бюджет – главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач.
- 7. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Управление государственным кредитом. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке.
- 9.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Источники и пути создания внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды
- 11.Экономические основы и принципы социального обеспечения. Источники социального обеспечения. Основные виды расходов по социальному обеспечению.
- 17. Понятие кредита. Необходимость кредита. Сущность кредита и его элементы. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники ссудного капитала.
- 19.Роль кредита в экономике. Классификация кредита по базовым признакам.
- 21.Коммерческий кредит как одна из первых форм кредитных отношений в экономике. Потребительский кредит как целевая форма кредитования физических лиц.
- 22.Государственный кредит и его признаки. Международный кредит и его классификация по базовым признакам.
- 28.Характеристика и особенности акций. Облигации их виды и характеристика. Государственные и международные ценные бумаги.
- 1) Общая характеристика и виды облигаций
- 29.Сущность фондовой биржи и ее значение для рыночной экономики. Формы бирж. Цели и задачи фондовых бирж. Требования, предъявляемые к фондовой бирже. Условия создания и деятельности фондовых бирж.
- 30.Банковский кредит как наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Целевое назначение кредита.
- 38.Понятие общего платежного баланса страны и его составные части. Методология составления платежного баланса. Характеристика платежного баланса в России. Проблемы внешней задолженности России.