7. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Управление государственным кредитом. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке.
Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том, что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах. Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами.
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях: – кредитора; – заемщика; – гаранта (означает поручительство государства за клиента).
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. казначейские ссуды.
Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.
Источники государственного кредита – временно свободные средства, которые появляются у: предприятий; банков; пенсионных фондов; страховых фондов; населения.
Кредит берется для:1. Финансирования бюджетного дефицита.2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.3. Финансирование предприятий местных органов власти.4. Регулирования денежного обращения страны.
Госуд. кредит — совокупность эк. отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юрид. и физич. лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Управление государственным кредитом:
-в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
- в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В последние годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг стремительно активизируется, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального Банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускаются высокодоходные ценные бумаги.
В результате возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являются одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, идет не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начинает оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспроизводящимся процессом.
Важная роль в финансировании бюджетного дефицита принадлежала государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО). Впервые они были выпущены в 1993 г. В соответствии с "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107, операции с ГКО могут осуществляться только через уполномоченных дилеров, получивших специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО.
ГКО являлись краткосрочным заемным инструментом. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.
Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение производится ЦБ по номиналу. Таким образам доход инвестора складывается за счет разницы между ценой погашения и ценой покупки.
Первичное размещение ГКО совершалось на аукционе, на который официально зарегистрированные дилеры ЦБ подавали собранные от всех желающих заявки на приобретение облигаций, в которых указывались цена и количество приобретаемых ГКО. Допускалась подача заявки без указания цены. Такие заявки называются неконкурентными. Объем неконкурентных заявок заранее ограничивался эмитентом.
Эмитент в зависимости от суммарного спроса и объема выпуска определяет цену отсечения, т. е. минимальную цену, допустимую с его точки зрения для реализации облигаций. Все заявки поступившие по данной цене и выше, подлежат удовлетворению; заявки, в которых были указаны более низкие цены, не удовлетворяются, т. е. отсекаются.
Местом проведения торговых сессий ГКО стала Московская межбанковская валютная биржа. Владелец облигации имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при оплате приобретаемых ГКО следующего выпуска.
ГКО пользовались большим спросом у инвесторов как на внутреннем так и на внешнем рынке. Заинтересованность инвестора в приобретении ГКО определялась: высокой надежностью этого заемного инструмента; высокой доходностью; высокой ликвидностью; налоговыми льготами, поскольку действующим налоговым законодательством доходы по государственным ценным бумагам налогом не облагаются. На что и поддались иностранные инвесторы, но это не могло продолжаться долго и к концу 1998 г. «пирамида» ГКО стала стремительно рушиться, что окончательно подорвало доверие иностранных инвесторов.
8 Рынок государственных ценных бумаг. Регулирование рынка государственных ценных бумаг.Классификация государственных ценных бумаг. Заёмная деятельность государства на внешнем рынке. Бюджетные кредиты и ссуды. Внешние кредиты.
Рынок государственных ценных бумаг - важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.
Рынок государственных ценных бумаг - особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули-рование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря-мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко всем участникам рын-ка ценных бумаг;
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участ-ников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу-ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко-номические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде-ние от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за-работной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет-ные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные пред-приятия, природные ресурсы и земли).
К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:
а) Глав-ное правовое управление и Контрольное управление Администра-ции Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществля-ет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Пре-зидента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через феде-ральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распо-ряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных испол-нителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной ра-боты утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверж-дении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;
в) Федеральная служба по финансовым рынкам
ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, при-остановления и аннулирования генеральных лицензий на осуще-ствление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принима-ются при согласии не менее половины ее членов и подписывают-ся председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случа-ях, предусмотренных законодательством РФ.
г) Министерство финансов РФ
Будучи государственным органом регулирования рынка, Мин-фин РФ:
- устанавливает правила совершения операций на рынке, уче-та и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Мин-фина выведен также оборот валютных ценностей);
- аттестует специалистов на право ведения операций с цен-ными бумагами (за исключением персонала банков), конт-ролирует использование квалификационных аттестатов, при-меняет санкции;
- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением цен-ных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);
- регулирует совместно с Банком России выпуск и обраще-ние государственных ценных бумаг;
- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
- контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:
- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ блан-ков ценных бумаг;
- ведет государственный реестр акционерных обществ;
- ведет реестр инвестиционных институтов;
- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первич-ного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государ-ственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Пра-вительства. Он также выполняет функции депозитария, клирин-гового и расчетного центра по операциям с отдельными выпуска-ми государственных ценных бумаг являясь в этом смысле специализированной организацией по уче-ту, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Осуществляя кассовое исполнение государственного бюдже-та, Центральный банк выступает агентом по платежам, связан-ным с обслуживанием внутреннего государственного долга в фор-ме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для ком-мерческих банков -- профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую -- консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле госу-дарственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
д) Министерство государственного имущест-ва РФ осуществляет:
- регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков;
- установление правил, регистрацию и контроль за преобра-зованием государственных предприятий в акционерные об-щества при приватизации;
- лицензирование, регулирование и контроль за деятельно-стью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;
- лицензирование, регулирование и контроль управляющих че-ковыми инвестиционными фондами, регистрацию выпус-ков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;
- установление правил учета и отчетности чековых инвести-ционных фондов;
- разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).
Кроме того, Мингосимущество России:
- определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депо-зитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров;
- регулирование порядка применения доверительной собствен-ности (траста), определяет содержание и порядок заключе-ния трастовых договоров;
- осуществляет совместно с Министерством РФ по антимо-нопольной политике и поддержке предпринимательства ре-гулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные об-щества;
- регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества;
- определяет порядок операций с ценными бумагами при ре-организации или ликвидации предприятий по делам, нахо-дящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве);
е) Российский фонд федерального имущества - выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как:
- продажа акций в процессе приватизации;
- управление портфелем акций, находящихся в собственнос-ти государства, включая осуществление полномочий соб-ственника на собрании акционеров;
- приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;
ж) Министерство РФ по антимонопольной по-литике и поддержке предпринимательства (МАП) - в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении моно-полистической деятельности на товарных рынках» и рядом норма-тивных актов в области ценных бумаг МАП России осуществляет:
- согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
- определение порядка признания юридических лиц контро-лирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
- согласование создания холдинговых компаний при преоб-разовании государственных предприятий в акционерные об-щества, определение пакета акций как контрольного;
- согласование создания акционерных обществ путем добро-вольных объединений государственных предприятий;
- согласование создания финансово-промышленных групп;
- контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, при-остановление лицензий на право операций с ценными бу-магами по результатам контроля;
- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опци-онных контрактов через Комиссию по товарным биржам;
з) Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение цент-рализованных инвестиций. С 1993 г. происходит последователь-ное усиление деятельности Минэкономики России на рынке цен-ных бумаг в:
- разработке политики формирования рынка в рамках обще-экономической политики;
- законотворческой области;
- стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в цен-ные бумаги;
- экспертизе и согласовании создания финансово-промыш-ленных групп.
Классификация государственных ценных бумаг
Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;
2. По месту размещения - внутренние и внешние государственные займы;
3. По обращению на рынке - рыночные и не рыночные государственные займы.
4. По сроку привлечения средств - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
5. По обеспечению долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются, определенным имуществом (залогом). Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или муниципалитета.
6. По характеру выплачиваемого дохода - выигрышные, процентные, с нулевым купоном долговые обязательства.
7. По методу определения дохода - долговые обязательства с твердым или плавающим доходом.
8. По обязанности заёмщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, - обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющейся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и исполнение федерального бюджета.
В зависимости от источника привлекаемых иностранных заемных средств, выделяют двусторонние (многосторонние) межгосударственные (межправительственные) займы, кредиты международных финансовых институтов, кредиты (займы) иностранных частных инвесторов и заимствования на мировом рынке ссудного капитала.
В зависимости от дифференциации? по видам заимствования и формируемого портфеля долговых обязательств государственные внешние заимствования подразделяются на иностранные кредиты (ссуды) и заимствования, осуществляемые путем эмиссии государственных ценных бумаг (главным образом, в форме государственных облигационных займов), номинированных в иностранной валюте.
В зависимости от условий заимствования и механизмов размещения и обслуживания государственные внешние заимствования различаются по стоимостному критерию, устанавливаемому на основании ставки процента за привлекаемые кредитные ресурсы. Привлечение государством кредитных ресурсов из внешних источников осуществляется, как правило, в том случае, когда стоимость заимствования ниже, чем на внутреннем рынке, при условии что дополнительные внутренние источники государства могут быть оценены с точки зрения процесса накопления и сбережения и на внутреннем рынке имеет место предложение денежных ресурсов. Кроме того, на условия заимствования, механизм размещения и последующее обслуживание государственных внешних заимствовании значительное влияние оказывает кредитный рейтинг страны-заемщика.
В зависимости от сроков привлечения государственные внешние заимствования делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Показатель срочности, как правило, определяет вид заимствования. Краткосрочные внешние заемные ресурсы привлекаются в основном в виде кредитов, а среднесрочные и долгосрочные заимствования государства оформляются в облигационные займы. На практике, вследствие различных обстоятельств характерных для конкретного случая, государство также осуществляет выпуск государственных краткосрочных облигаций. Следует особо подчеркнуть, что, как и дифференциация по видам заимствования, так и фактор срочности привлекаемых кредитных ресурсов оказывает различное влияние на развитие внутренней экономической системы страны-заемщика.
Краткосрочные заемные средства (менее 1 года) привлекаются только для поддержания необходимого уровня ликвидности. Если в результате несоответствия между динамикой, поступления доходов и исполнения расходов бюджета страны возникают так называемые "кассовые разрывы", допустимо привлечение краткосрочных заимствований для сглаживания возникающих диспропорций. Тем не менее, такие заимствования следует минимизировать за счет повышения эффективности процесса управления доходами и расходами бюджета. Не рекомендуется использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.
Среднесрочные и долгосрочные заемные средства (более 1 года) привлекаются для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных случаях - для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации структуры портфеля государственных внешних заимствований.
Привлечение внешних заемных средств на инфраструктурные инвестиции является составным элементом заемной политики государства. Среди направлений политики страны могут быть строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и др.), систем пассажирского транспорта, канализации и водоснабжения, утилизации твердых отходов.
Учитывая конъюнктуру внутреннего рынка, привлечение долгосрочных внешних заемных средств может быть также направлено на улучшение структуры государственного внешнего долга или снижение стоимости заимствований без существенного изменения общих объемов долга. Примером такой оптимизации может служить замена краткосрочных банковских кредитов в иностранной валюте с высокой ставкой процента на долгосрочные облигации в национальной валюте с более низкой процентной ставкой.
Долгосрочные внешние заемные средства, как правило, не используются для финансирования текущих расходов и финансовых инвестиций с целью получения прибыли.
Текущие расходы не могут финансироваться за счет заемных средств, привлекаемых на длительный срок. Подобная практика означает финансирование текущего потребления за счет средств налогоплательщиков будущих поколений. Финансовые инвестиции с целью получения прибыли также не могут служить объектом для вложения заемных средств. Подобное использование заемных средств существенно повышает финансовый риск органов власти.
Кроме того, государственные внешние заимствования используются для погашения уже существующих государственных долговых обязательств.
Бюджетный кодекс разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды.
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
В качестве заемщика средств федерального бюджета могут выступать:
бюджетные учреждения (они имеют право лишь получать ссуду из бюджета и внебюджетных фондов, а в кредитных учреждениях и у юридических лиц - нет);
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
др. юридические лица;
органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Бюджетные кредиты могут быть обеспечены лишь банковскими гарантиями, поручительствами, залогами имущества.
- 1.Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов. Состав государственных финансов и функции отдельных звеньев. Государственные доходы, методы их мобилизации.
- 4.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы рф. Принципы функционирования бюджетной системы рф.
- 5.Федеральный Бюджет – главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач.
- 7. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Управление государственным кредитом. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке.
- 9.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Источники и пути создания внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды
- 11.Экономические основы и принципы социального обеспечения. Источники социального обеспечения. Основные виды расходов по социальному обеспечению.
- 17. Понятие кредита. Необходимость кредита. Сущность кредита и его элементы. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники ссудного капитала.
- 19.Роль кредита в экономике. Классификация кредита по базовым признакам.
- 21.Коммерческий кредит как одна из первых форм кредитных отношений в экономике. Потребительский кредит как целевая форма кредитования физических лиц.
- 22.Государственный кредит и его признаки. Международный кредит и его классификация по базовым признакам.
- 28.Характеристика и особенности акций. Облигации их виды и характеристика. Государственные и международные ценные бумаги.
- 1) Общая характеристика и виды облигаций
- 29.Сущность фондовой биржи и ее значение для рыночной экономики. Формы бирж. Цели и задачи фондовых бирж. Требования, предъявляемые к фондовой бирже. Условия создания и деятельности фондовых бирж.
- 30.Банковский кредит как наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Целевое назначение кредита.
- 38.Понятие общего платежного баланса страны и его составные части. Методология составления платежного баланса. Характеристика платежного баланса в России. Проблемы внешней задолженности России.