logo
ФиК книга1

4.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы рф. Принципы функционирования бюджетной системы рф.

Государственный бюджет – ведущее звено финансов, в котором объединены главные доходы и расходы государства.

Государственный бюджет представляет основной финансовый фонд на текущий год и имеющий силу закона.

Федеральный бюджет выражает экономические отношения, посредством которых происходит процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается федеральным собранием РФ как закон. Через этот бюджет реализуются средства предприятия, различных форм собственности и, частично, доходы населения. Они направляются на финансирование НХ, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку субъектов РФ на погашение государственного долга, создание государственных материальных, финансовых резервов и т.д.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. его доходы равны расходам. Бюджет выполняет функции:

1) перераспределение НД и ВВП, через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного денежного фонда.

Бюджетная система – основанная на эк отношениях и юридич нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику. Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:а). Унитарное;б). Федеративное.Унитарное государство имеет 2 уровня:1). Общий;2). Местный.Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны. I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт - Петербург).III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.К механизму регулирования относятся:– субсидии;– субвенции;– регулирующие доходные источники.

СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.Регулирующие доходные источники.Доходы делятся на:1). закрепленные (заранее закреплены);2) регулирующие (прийдут позже).Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами. Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.