4.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы рф. Принципы функционирования бюджетной системы рф.
Государственный бюджет – ведущее звено финансов, в котором объединены главные доходы и расходы государства.
Государственный бюджет представляет основной финансовый фонд на текущий год и имеющий силу закона.
Федеральный бюджет выражает экономические отношения, посредством которых происходит процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и утверждается федеральным собранием РФ как закон. Через этот бюджет реализуются средства предприятия, различных форм собственности и, частично, доходы населения. Они направляются на финансирование НХ, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку субъектов РФ на погашение государственного долга, создание государственных материальных, финансовых резервов и т.д.
Государственный бюджет строится по балансовому методу, т.е. его доходы равны расходам. Бюджет выполняет функции:
1) перераспределение НД и ВВП, через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП;
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизованного денежного фонда.
Бюджетная система – основанная на эк отношениях и юридич нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику. Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:а). Унитарное;б). Федеративное.Унитарное государство имеет 2 уровня:1). Общий;2). Местный.Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны. I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт - Петербург).III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.К механизму регулирования относятся:– субсидии;– субвенции;– регулирующие доходные источники.
СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.Регулирующие доходные источники.Доходы делятся на:1). закрепленные (заранее закреплены);2) регулирующие (прийдут позже).Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами. Бюджетная система считается сбалансированной по вертикали, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Горизонтальная сбалансированность – общее соответствие доходов и расходов в бюджетах отдельных регионов и территорий на соответствующих уровнях власти.
- 1.Экономическая сущность государственных и муниципальных финансов. Состав государственных финансов и функции отдельных звеньев. Государственные доходы, методы их мобилизации.
- 4.Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета. Уровни бюджетной системы рф. Принципы функционирования бюджетной системы рф.
- 5.Федеральный Бюджет – главное звено бюджетной системы, его значение в решении общегосударственных задач.
- 7. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Управление государственным кредитом. Заемная деятельность государства на внутреннем рынке.
- 9.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Источники и пути создания внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды
- 11.Экономические основы и принципы социального обеспечения. Источники социального обеспечения. Основные виды расходов по социальному обеспечению.
- 17. Понятие кредита. Необходимость кредита. Сущность кредита и его элементы. Кредит как форма движения ссудного капитала. Особенности и источники ссудного капитала.
- 19.Роль кредита в экономике. Классификация кредита по базовым признакам.
- 21.Коммерческий кредит как одна из первых форм кредитных отношений в экономике. Потребительский кредит как целевая форма кредитования физических лиц.
- 22.Государственный кредит и его признаки. Международный кредит и его классификация по базовым признакам.
- 28.Характеристика и особенности акций. Облигации их виды и характеристика. Государственные и международные ценные бумаги.
- 1) Общая характеристика и виды облигаций
- 29.Сущность фондовой биржи и ее значение для рыночной экономики. Формы бирж. Цели и задачи фондовых бирж. Требования, предъявляемые к фондовой бирже. Условия создания и деятельности фондовых бирж.
- 30.Банковский кредит как наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике. Целевое назначение кредита.
- 38.Понятие общего платежного баланса страны и его составные части. Методология составления платежного баланса. Характеристика платежного баланса в России. Проблемы внешней задолженности России.