Межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
2) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
3) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5) равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Межбюджетные отношения реализуются в рамках бюджетного регулирования, которое представляет собой процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.
Основными формами межбюджетного регулирования являются:
межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции);
бюджетные ссуды (бюджетный кредит);
отчисления от регулирующих налогов и доходов, которые образуют собственные доходы бюджетам, в пользу которых осуществляется отчисление (см. бюджетную классификацию).
Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).
Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (для выравнивания бюджетной обеспеченности). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Например, для бюджетов субъектов РФ финансирование программ развития осуществляется в рамках субсидирования из средств Федерального фонда софинансирования расходов из федерального бюджета.
Субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.
- Финансы. Определение, сущность, признаки. Предпосылки возникновения.
- Финансы. Определение, функции. Централизованные и децентрализованные финансы. Финансовые ресурсы.
- Финансовая система, сущность, структура, элементы структуры.
- Финансовая политика и управление финансами. Функциональные элементы управления финансами
- Финансовый контроль. Классификация финансового контроля.
- Основные органы управления финансами в рф, их задачи и функции.
- Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
- Бюджетная классификация. Основные группы расходов и доходов бюджета рф.
- Бюджетное устройство и бюджетная система (Формы государственного устройства).
- Бюджетная система. Структура консолидированного бюджета рф.
- Принципы построения бюджетной системы.
- Межбюджетные отношения.
- Бюджетная политика.
- Бюджетный процесс.
- Государственный и муниципальный кредит. Функции, классификация.
- Управление государственным долгом.
- Внебюджетные фонды. Социально-экономическая сущность, виды.
- Деньги. Сущность. Функции.
- Виды денег.
- Денежная система, ее элементы. Типы денежных систем.
- Предложение денег. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты.
- Международная валютная система, ее развитие
- Страхование. Сущность, признаки, функции.
- Виды страхования.
- Страховой рынок. Актуарные расчеты.
- Функции страхового рынка
- Структура страхового рынка
- Кредит, сущность, необходимость. Связь кредита, денег, финансов.
- Принципы кредита. Факторы, влияющие на цену кредита.
- Формы кредита.
- Виды банковского кредита.
- Кредитная система.
- Организация кредитования. Кредитный риск.
- Кредитные институты как элементы кредитной системы.
- 1. Банковская система:
- Центральный банк России. Структура, функции.
- Инструменты кредитно-денежной политики.
- Назначение и функции банков второго уровня. Виды операций.
- Небанковские кредитно-финансовые институты. Состав, особенности функционирования.
- Финансы предприятий различных форм собственности.
- Основной капитал предприятия. Сущность, структура, назначение.
- Оборотный капитал предприятия. Сущность, структура, назначение.
- Прибыль предприятия. Структура, направления использования.
- Рынок ценных бумаг. Классификация и основные виды ценных бумаг.
- Фондовая биржа. Цели, задачи, условия функционирования.
- Задачи фондовой биржи
- Инфляция. Виды, последствия, методы борьбы.
- Мировая валютная система. Виды валютных операций. Международные валютные организации.