logo search
экзамен по Тишаеву Warehouse (1)

19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.

Российская Федерация находится в сложной соци­ально-экономической и криминальной обстановке. За­регистрированные преступления ежегодно превышают трехмиллионный рубеж. В структуре преступности до­минируют тяжкие и особо тяжкие виды преступных посягательств. Их доля составляет более 60%. Прева­лирует негативная динамика насильственной преступ­ности и криминальных деяний корыстной направлен­ности.

Низкие результаты противодействия коррупции, изобличения коррумпированных должностных лиц, а также противодействия незаконному обороту наркоти­ческих средств и наркобизнесу не могут удовлетворять ни государство, ни общество. В основном выявляются мелкие распространители и потребители наркотичес­ких средств, психотропных веществ.

Не имеет научной основы подход к предупрежде­нию и раскрытию преступлений. Отсутствует совмес­тное планирование работы различных подразделений правоохранительных органов, взаимодействие в сфе­рах обмена информацией, использования информа­ции оперативно-розыскной деятельности. Следовате­ли не всегда привлекаются к реализации материалов оперативных подразделений, утрачиваются возможно­сти по их реализации в следственных и судебных орга­нах. Вследствие этого полученные доказательства теряют свою процессуальную силу. Комплексное при­менение возможностей — один из эффективнейших способов повышения результативности работы, тем более в связи с дефицитом штатных ресурсов.ПРЕСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕНТОЙ СФЕРЕ

Факторы, обуславливающие преступность в об­ласти распределения и использования бюджетных средств, представляют собой определенную крими­нологическую систему, которая определяется един­ством и целостностью взаимодействующих подсис­тем и элементов к которой относятся существую­щие в российском обществе социально-экономичес­кие, социально-психологические, социально-поли­тические и социально-нравственные явления, нося­щие негативный характер.

В российской науке широко распространено мнение, что одной из причин преступности в рас­сматриваемой области является проблема коррупции в системе распределения и использования бюджет­ных средств. Серьезным криминогенным фактором экономической преступности в бюджетной сфере является коррумпированность государственного ап­парата и руководящего управленческого звена в негосударственном секторе экономики. Бесконтроль­ный доступ государственных служащих и управлен­ческого персонала коммерческих организаций к об­служиванию и расходованию бюджетных средств стал достаточно весомой причиной пораженности самой власти коррупционными проявлениями.

Причины преступности в рассматриваемой обла­сти также лежат в системе финансового контроля и проявляются вследствие:- недостатка в ресурсном обеспечении управ­ленческой деятельности;- слабой работы контрольно-ревизионного ап­парата и государственного финансового контроля, органы которых действуют разрозненно, дублируют контрольные и выполняют параллельные функции;- отсутствия четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти при исполнении бюджетов;- несовершенства аудиторской деятельности при проведении проверочных мероприятий;- неэффективной работы правоохранительных органов по выявлению и изобличению лиц, готовя­щих и совершающих преступления в области распре­деления и использования бюджетных средств, и т.д.ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под предпринимательской деятельностью в рос­сийском законодательстве понимается инициативная, самостоятельная деятельность граж­дан и их объединений, направленная на систематиче­ское получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг, осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Составы преступлений, включенные в гл. 22 УК РФ, можно подразделить на несколько групп: 1) преступле­ния, связанные с нарушением гарантий предпринимательской и иной экономической деятельности со стороны должностных лиц государственных органов и орга­нов местного самоуправления; 2) преступления, связанные с нарушением, общих принципов и порядка осуществления предпринима­тельской и иной экономической деятельности (незаконное предпринимательство, производство, приобре­тение, хранение, перевозке или сбыт немаркирован­ных товаров и продукции, незаконная банковская дея­тельность, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, при­обретенного другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления); 3) преступления, связанные с нарушением прав и при­чинением ущерба кредиторам (незаконное по­лучение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, неправомерные дей­ствия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство).Особая социальная опасность современной пре­ступности в сфере предпринимательской деятельности заключается в вытеснении легитимных социальных норм и соответствующих им социальных ролей их анти­подами, воспроизводящими антисоциальные жизнен­ные стандарты, установки и нормы поведения.

В последние годы организованная преступ­ность, наращивая свое негативное воздействие на все сферы общественной жизни, превратилась в реальную угрозу для безопасности общества и го­сударства.

Интенсивный рост организованной преступ­ной деятельности фиксируется как по наиболее характерным насильственным видам преступлений, так и по преступлениям экономической на­правленности, представляющей наибольший ин­терес организованных групп и преступных сооб­ществ. Следует отметить, что организованная пре­ступность становится социальным фактом лишь при условии обретения собственной экономичес­кой и финансовой основы, устойчиво формируе­мой за счет извлечения доходов как в сфере кри­минальной экономики (за счет запрещенной эко­номической деятельности), так и в легальном хозяйстве в результате использования разрешен­ных форм предпринимательской деятельности. Последнее характерно именно для России, где проникновение организованной преступности в законную экономику и финансовую систему уже состоялось, в то время как для стран Запада по­добная инфильтрация прогнозируется специалис­тами лишь на обозримое будущее.

В настоящее время цели российской организо­ванной преступности заключаются в: получении сверхприбылей (корыстных целей); достижении необходимых государственно-властных полномо­чий (политических целей) и обеспечении клано­вых интересов (религиозных, национальных, зем­ляческих, профессиональных). организованная экономичес­кая преступность - сложное антисоциальное яв­ление, представляющее совокупность устойчи­вых преступных объединений, выступающих от лица легальных участников экономических отно­шений, преступная деятельность которых харак­теризуется следующими признаками:

совершение преступлений в процессе эконо­мической деятельности;длящийся, систематический характер преступ­ной деятельности;направленность на незаконное обогащение;использование разнообразных форм и мето­дов преступной деятельности;стремление к частичной или полной монопо­лизации отдельных видов экономической дея­тельности;существенный ущерб, причиняемый экономи­ческим интересам государства, организаций и граждан;наличие связей с коррумпированными долж­ностными лицами;высокий уровень латентности. наиболее активно организованные преступные формирования действуют в топливноэнергетическом комплексе. Далее идет производство и не­законный оборот этилового спирта и алкогольной, табачной и иной продукции. На третьем мес­те по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сфе­ры, как:

предприятия и организации потребительского рынка;сфера внешнеэкономической деятельности;сфера добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней;бюджетная и внебюджетная сферы.сфера интеллектуального пиратства;банковская сфера;банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики.

Среди обстоятельств, которые затруд­няют выявление и раскрытие преступлении, со­вершенных организованными преступными фор­мированиями можно отметить:

отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидете­лей и пр.несовершенство уголовного законодательства;несовершенство уголовно-процессуального законодательства;недостатки взаимодействия правоохранитель­ных органов между собой;недостатки взаимодействия правоохранитель­ных и контролирующих органов;коррупции в правоохранительных органах;"давление" со стороны властных структур

20. Теневая экономика: содержание понятия, причины возникновения, оценка объемов и последствия для национальной экономической безопасности России.

При определении сущности и структуры криминализации экономики, при многообразии авторов можно выделить 2 подхода, различающиеся в зависимости от критерия, который избирается для выделения теневых экономических отношений:

В рамках 1-го под теневой экономикой понимается экономическая деятельность, осуществляемая с нарушением действующего законодательства.

В рамках 2-го основным критерием для выделения теневых экономических отношений выступает отсутствие непосредственной фиксации соответ-их видов экономической деятельности, офиц. статистикой.

Выделяют 3 вида теневой экономики:

Теневые экономические отношения даже в их некримин. части явл-ся питательной средой и фактором развития криминальных экономических процессов. В свою очередь криминализация экономических отношений порождает и увеличение теневого сектора экономики.

Опасность теневых экономических отношений заключается в том, что в результате теневой деятельности не только подрывается финансовая основа формирования доходной части бюджетной системы, не только подрываются основы честной конкуренции, но самое главное теневые экономические отношения способствуют криминализации экономических отношений в целом.

При официальных расчетах объемов теневого сектора экономики, который делает Росстат по методологии СНС и кот. используется при пересчете официальных данных об объеме ВВП используется учетно-статистический подход и данные расчеты охватывают только неформальную и скрытую теневую экономику.

Оценку, которую дает МВД наоборот осуществляется в рамках правового подхода и не включает, как правило, неформальный сектор в рамках учетно-статистического подхода.

По официальным данным Росстата объем теневой экономики в России в настоящее время составляет 23-25% ВВП. По данным МВД теневая экономика может достигать 50% ВВП.