19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
Российская Федерация находится в сложной социально-экономической и криминальной обстановке. Зарегистрированные преступления ежегодно превышают трехмиллионный рубеж. В структуре преступности доминируют тяжкие и особо тяжкие виды преступных посягательств. Их доля составляет более 60%. Превалирует негативная динамика насильственной преступности и криминальных деяний корыстной направленности.
Низкие результаты противодействия коррупции, изобличения коррумпированных должностных лиц, а также противодействия незаконному обороту наркотических средств и наркобизнесу не могут удовлетворять ни государство, ни общество. В основном выявляются мелкие распространители и потребители наркотических средств, психотропных веществ.
Не имеет научной основы подход к предупреждению и раскрытию преступлений. Отсутствует совместное планирование работы различных подразделений правоохранительных органов, взаимодействие в сферах обмена информацией, использования информации оперативно-розыскной деятельности. Следователи не всегда привлекаются к реализации материалов оперативных подразделений, утрачиваются возможности по их реализации в следственных и судебных органах. Вследствие этого полученные доказательства теряют свою процессуальную силу. Комплексное применение возможностей — один из эффективнейших способов повышения результативности работы, тем более в связи с дефицитом штатных ресурсов.ПРЕСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕНТОЙ СФЕРЕ
Факторы, обуславливающие преступность в области распределения и использования бюджетных средств, представляют собой определенную криминологическую систему, которая определяется единством и целостностью взаимодействующих подсистем и элементов к которой относятся существующие в российском обществе социально-экономические, социально-психологические, социально-политические и социально-нравственные явления, носящие негативный характер.
В российской науке широко распространено мнение, что одной из причин преступности в рассматриваемой области является проблема коррупции в системе распределения и использования бюджетных средств. Серьезным криминогенным фактором экономической преступности в бюджетной сфере является коррумпированность государственного аппарата и руководящего управленческого звена в негосударственном секторе экономики. Бесконтрольный доступ государственных служащих и управленческого персонала коммерческих организаций к обслуживанию и расходованию бюджетных средств стал достаточно весомой причиной пораженности самой власти коррупционными проявлениями.
Причины преступности в рассматриваемой области также лежат в системе финансового контроля и проявляются вследствие:- недостатка в ресурсном обеспечении управленческой деятельности;- слабой работы контрольно-ревизионного аппарата и государственного финансового контроля, органы которых действуют разрозненно, дублируют контрольные и выполняют параллельные функции;- отсутствия четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти при исполнении бюджетов;- несовершенства аудиторской деятельности при проведении проверочных мероприятий;- неэффективной работы правоохранительных органов по выявлению и изобличению лиц, готовящих и совершающих преступления в области распределения и использования бюджетных средств, и т.д.ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под предпринимательской деятельностью в российском законодательстве понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг, осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.
Составы преступлений, включенные в гл. 22 УК РФ, можно подразделить на несколько групп: 1) преступления, связанные с нарушением гарантий предпринимательской и иной экономической деятельности со стороны должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления; 2) преступления, связанные с нарушением, общих принципов и порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозке или сбыт немаркированных товаров и продукции, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления); 3) преступления, связанные с нарушением прав и причинением ущерба кредиторам (незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство).Особая социальная опасность современной преступности в сфере предпринимательской деятельности заключается в вытеснении легитимных социальных норм и соответствующих им социальных ролей их антиподами, воспроизводящими антисоциальные жизненные стандарты, установки и нормы поведения.
В последние годы организованная преступность, наращивая свое негативное воздействие на все сферы общественной жизни, превратилась в реальную угрозу для безопасности общества и государства.
Интенсивный рост организованной преступной деятельности фиксируется как по наиболее характерным насильственным видам преступлений, так и по преступлениям экономической направленности, представляющей наибольший интерес организованных групп и преступных сообществ. Следует отметить, что организованная преступность становится социальным фактом лишь при условии обретения собственной экономической и финансовой основы, устойчиво формируемой за счет извлечения доходов как в сфере криминальной экономики (за счет запрещенной экономической деятельности), так и в легальном хозяйстве в результате использования разрешенных форм предпринимательской деятельности. Последнее характерно именно для России, где проникновение организованной преступности в законную экономику и финансовую систему уже состоялось, в то время как для стран Запада подобная инфильтрация прогнозируется специалистами лишь на обозримое будущее.
В настоящее время цели российской организованной преступности заключаются в: получении сверхприбылей (корыстных целей); достижении необходимых государственно-властных полномочий (политических целей) и обеспечении клановых интересов (религиозных, национальных, земляческих, профессиональных). организованная экономическая преступность - сложное антисоциальное явление, представляющее совокупность устойчивых преступных объединений, выступающих от лица легальных участников экономических отношений, преступная деятельность которых характеризуется следующими признаками:
совершение преступлений в процессе экономической деятельности;длящийся, систематический характер преступной деятельности;направленность на незаконное обогащение;использование разнообразных форм и методов преступной деятельности;стремление к частичной или полной монополизации отдельных видов экономической деятельности;существенный ущерб, причиняемый экономическим интересам государства, организаций и граждан;наличие связей с коррумпированными должностными лицами;высокий уровень латентности. наиболее активно организованные преступные формирования действуют в топливноэнергетическом комплексе. Далее идет производство и незаконный оборот этилового спирта и алкогольной, табачной и иной продукции. На третьем месте по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сферы, как:
предприятия и организации потребительского рынка;сфера внешнеэкономической деятельности;сфера добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней;бюджетная и внебюджетная сферы.сфера интеллектуального пиратства;банковская сфера;банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики.
Среди обстоятельств, которые затрудняют выявление и раскрытие преступлении, совершенных организованными преступными формированиями можно отметить:
отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидетелей и пр.несовершенство уголовного законодательства;несовершенство уголовно-процессуального законодательства;недостатки взаимодействия правоохранительных органов между собой;недостатки взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов;коррупции в правоохранительных органах;"давление" со стороны властных структур
20. Теневая экономика: содержание понятия, причины возникновения, оценка объемов и последствия для национальной экономической безопасности России.
При определении сущности и структуры криминализации экономики, при многообразии авторов можно выделить 2 подхода, различающиеся в зависимости от критерия, который избирается для выделения теневых экономических отношений:
Правовой;
Учетно-статистический.
В рамках 1-го под теневой экономикой понимается экономическая деятельность, осуществляемая с нарушением действующего законодательства.
В рамках 2-го основным критерием для выделения теневых экономических отношений выступает отсутствие непосредственной фиксации соответ-их видов экономической деятельности, офиц. статистикой.
Выделяют 3 вида теневой экономики:
неформальная экономика – представляет часть эк-ки, связ-ю с осущ-ем вполне законной экон. деят-ти, кот. однако в силу разл-х причин не фиксируется официальной статистикой;
скрытая экономика - часть эк-ки, связан-я с осущ-ем экон. деят-ти, кот. сама по себе явл-ся разрешенной действующим законодательством, но умышленно с нарушением требований з-на, скрываясь от учета с целью уклонения от уплаты налогов;
представляет собой часть эк-ки, связ-ю с осущ-ем экон-ой деятельности прямо защищенной действующим законодательством и подпадающей под соотв. уголовные запреты (проституция, наркомания).
Теневые экономические отношения даже в их некримин. части явл-ся питательной средой и фактором развития криминальных экономических процессов. В свою очередь криминализация экономических отношений порождает и увеличение теневого сектора экономики.
Опасность теневых экономических отношений заключается в том, что в результате теневой деятельности не только подрывается финансовая основа формирования доходной части бюджетной системы, не только подрываются основы честной конкуренции, но самое главное теневые экономические отношения способствуют криминализации экономических отношений в целом.
При официальных расчетах объемов теневого сектора экономики, который делает Росстат по методологии СНС и кот. используется при пересчете официальных данных об объеме ВВП используется учетно-статистический подход и данные расчеты охватывают только неформальную и скрытую теневую экономику.
Оценку, которую дает МВД наоборот осуществляется в рамках правового подхода и не включает, как правило, неформальный сектор в рамках учетно-статистического подхода.
По официальным данным Росстата объем теневой экономики в России в настоящее время составляет 23-25% ВВП. По данным МВД теневая экономика может достигать 50% ВВП.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности