3. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
Необходимым условием эффективного функционирования органов казначейства является подготовка высококвалифицированных специалистов. В этой связи возникает необходимость развития форм и методов обучения, обновления учебно-методической литературы. Профессорско-преподавательский состав кафедры «Финансы» РГЭУ «РИНХ» активно использует в учебном процессе не только традиционные, но и новые активные формы работы со студентами, ориентированные на развитие творческого подхода к изучению учебного материала. Основные формы семинарских и практических занятий представлены в следующей таблице:
№№ п/п | Виды учебных занятий | Форма проведения учебного занятия |
1 | 2 | 3 |
1. | Семинарские (теоретические) занятия | - проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам (тест); -экспресс – опрос; - блиц-опрос; - дискуссия (диспут); - «практическое совещание»; -круглые столы с участием специалистов органов казначейства; -коллоквиум; - контрольная; - внутрисеместровое тестирование; итоговое тестирование по курсу; - публичная защита рефератов по изучаемой теме; - рецензирование статей, публикуемых в экономической литературе на заданные темы; - обзор финансовой литературы с презентацией основных проблем и перспектив развития казначейской системы исполнения бюджетов; - краткие сообщения об изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность органов казначейства
|
2. | Практические занятия | - экспресс – опрос и разбор деловых ситуаций; - экспресс-опрос и решение задач; - блиц - опрос, разбор и решение ситуационных задач; - составление и решение кроссвордов. |
Методика проведения семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Казначейская система исполнения бюджетов» призвана способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских и практических занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно изучать инструктивный материал, заполнять формы и бланки, обеспечивающие кассовое исполнение бюджетов.
Семинарские и практические занятия проводятся по темам и вопросам к каждой теме в соответствии с рабочей программой дисциплины «Казначейская система исполнения бюджетов». Вопросы планов семинарских (практических) занятий должны не только повторять вопросы лекций, но и носить проблемный характер, настраивать на дискуссию.
Опыт кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) позволяет применять методику самостоятельного проведения студентами семинарских и практических занятий. Особенности проведения таких занятий заключаются в следующем:
- занятия ведут студенты и сами оценивают ответы;
- организуются группы из 4-5 студентов для разработки отдельных вопросов;
- выбирается руководитель группы - студент, имеющий нестандартное мышление и знающий теоретическую и нормативно-правовую базу;
- начисляются баллы за достижение качественных показателей или применяются штрафные санкции – снимаются баллы.
К правам и обязанностям группы относятся:
самостоятельная подготовка к семинарским и практическим занятиям, консультации у преподавателя;
подбор литературных источников, подготовка рефератов, докладов;
подготовка вопросов для конкурирующей группы и обоснование правильных ответов на них;
группа имеет право приносить и пользоваться на семинарских (практических) занятиях дополнительными литературными источниками, справочниками, инструкциями. При ответах на вопросы запрещается пользоваться учебниками и лекциями.
Студент, который проводит семинарское (практическое) занятие обязан:
- объявить тему и вопросы;
- осуществлять контроль за учебным временем;
- анализировать ответы и выставлять оценки;
- поощрять или наказывать баллами;
- консультироваться у преподавателя.
При выражении недоверия группы к качеству проведения семинарского занятия или качеству оценки ведущий сменяется. Преподаватель в свою очередь обязан контролировать ход семинара, вносить поправки в ответы студентов (в случае объективной необходимости), предлагать свое мнение по обсуждаемой проблеме, осуществлять консультации при подготовке к занятию.
Обязательным условием практических занятий по курсу «Казначейская система исполнения бюджетов» является заполнение форм и бланков в соответствии с инструктивным материалом, что обеспечивает:
- закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения;
- умение использовать нормативные акты;
- развитие практических навыков работы в органах казначейства.
Важной формой подготовки студентов к занятиям являются сообщения, рефераты, доклады.
Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено глубокому его изложению. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного текста и не требует специального оформления.
Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат - это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.
Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студента.
Доклад - это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год).
По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал.
Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить презентации.
Публичная защита рефератов, докладов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли. Защиту докладов и рефератов рекомендуется осуществлять с помощью программных продуктов Excel, Microsoft и др. Содержание презентации призвано иллюстрировать основные результаты выполненной работы. Презентация включает графики, диаграммы, таблицы, на основе которых можно сделать вывод о состоянии объекта исследования в целом или его элементов. Презентационные слайды должны быть выполнены в одном стиле.
Семинарские (теоретические) занятия могут проводиться также в форме диспута1 или дискуссии2, которые являются одной из активных форм учебных занятий и побуждают студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Казначейская система исполнения бюджетов». Обсуждаемые вопросы определяются по каждой теме программы учебной дисциплины «Казначейская система исполнения бюджетов».
Семинар в форме коллоквиума предполагает закрепление изученного материала. Коллоквиум —форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене
Проведение семинара в форме деловой игры, несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, студенты смогут приобрести практические навыки поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций. Для работы в органах казначейства студенту необходимо знать действующие инструкции по кассовому исполнению бюджетов, обладать практическими навыками заполнения форм, а также уметь классифицировать основные показатели бюджета по кодам бюджетной классификации. Такие навыки и способности наиболее адекватно могут быть восприняты и усвоены студентами не только благодаря академическим дидактическим формам обучения, но и в значительной степени благодаря игровым формам обучения, к которым относятся деловые игры.
Деловая игра по кассовому исполнению бюджета предполагает работу двух групп студентов: одна группа выступает в роли бюджетополучателя, а другая – специалистов органов казначейства.
Первая группа должна подготовить документы для открытия лицевого счета, получения финансирования и осуществления кассового расхода.
Вторая группа должна открыть лицевой счет, перечислить объем финансирования.
После завершения групповой работы преподаватель организует ролевую игру, в которой воспроизводится работа специалистов в отделах органах казначейства.
По результатам деловой игры преподаватель проводит ее разбор, целями которого являются:
- оценка правильности выполненных действий каждой группой;
- анализ умения работать в группе и активности каждого из участников;
- показ неиспользованных возможностей для обоснования своей позиции в каждой группе.
Итоговое семинарское занятие проводится в форме «круглого стола» с участием практических работников органов казначейства. Для эффективной работы «круглого стола» определяется актуальная тема обсуждения, распределяются специальные индивидуальные задания и задания малым группам студентов, устанавливается порядок взаимодействия участников и разрабатываются предложения по дальнейшему развитию выбранной темы.
- Гоу впо «ростовский государственный экономический университет (ринх)» Богославцева л.В., Терентьева в.В., Бабурин а.В.
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Цельи задачи учебной дисциплины «казначейская система исполнения бюджетов»
- Распределение объема часов по видам обучения
- Тема 1. Теоретико-правовые основы организации кассового исполнения бюджетов.
- Тема 2. Функциональные особенности казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
- Тема 3. Организация исполнения доходов бюджета органами казначейства
- Тема 4. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства
- Тема 5.Порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений органами казначейства
- Тема 6. Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов
- Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета
- Тема 8. Развитие программного обеспечения казначейской модели исполнения бюджетов.
- Для заметок
- 3. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
- 4. Темы и вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
- 4.1. Содержание семинарских и практических занятий Тема 1. Теоретико-правовые основы организации кассового исполнения бюджетов
- Тема 2. Функциональные особенности казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Тема 3. Организация исполнения доходов бюджета органами казначейства
- Задача 1.
- Остаток на начало дня______________ 1 платежное поручение
- Задача 2.
- Задача 3.
- Тема 4. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства
- Задача 1.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 4.
- Задача 5.
- Тема 5. Порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений органами казначейства.
- Задача 1
- Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета
- Тема 8. Развитие программного обеспечения казначейской модели исполнения бюджетов
- 4.2. Темы рефератов по дисциплине
- 5. Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
- 5.1. Тестовые задания для проведения стартового рейтинга по дисциплине «Казначейская система исполнения бюджетов»
- 1. В соответствии с Бюджетным кодексом рф бюджет – это:
- 2. Сущность бюджета реализуется через:
- 3.Функции бюджета:
- 4.Бюджет как экономическая категория – это:
- 5. К бюджетным отношениям относятся:
- 10. Принцип достоверности бюджета означает, что:
- 11. Принцип полноты бюджета означает, что:
- Тема 3. Организация исполнения доходов бюджета органами казначейства.
- Тема 5. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства.
- Тема 8. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета
- 5.3. Контрольные вопросы Варианты для проведения первой контрольной работы.
- Регламент взаимодействия территориальных органов власти и органов Федерального казначейства: понятие, значение и роль в исполнении бюджета.
- 7. Структурно-логические схемы
- 4 5
- 3 6
- Тема 3. Организация исполнения доходов федерального бюджета органами казначейства.
- Тема 4. Организация исполнения расходов федерального бюджета органами казначейства.
- Сравнение лицевых счетов действующих до 01.01.2009 и вводимых с 01.01.2009 приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
- Отказ в регистрации Заявки
- Тема 5. Порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений органами казначейства
- Тема 6. Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- Этапы развития Муниципального казначейства г.Ростова-на-Дону
- Бюджета г. Ростова-на-Дону.
- Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджетов
- 9. Глоссарий а
- Приложения
- II. Полномочия
- III. Организация деятельности
- I. Общие положения
- II. Документы, используемые для учета поступлений, в том числе в иностранной валюте, в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами
- III. Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами
- IV. Учет поступлений в иностранной валюте
- V. Порядок перечисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации
- VI. Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджеты
- 1. Общие положения
- II. Доведение бюджетных данных до главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета
- IV. Особенности представления и доведения бюджетных данных иным получателям средств федерального бюджета
- V. Представление бюджетных данных по дополнительному бюджетному финансированию (http://roskazna.Ru)
- VI. Представление получателями средств федерального бюджета детализированных бюджетных данных(http://roskazna.Ru)
- VII. Особенности представления и доведения бюджетных данных для осуществления операций в иностранной валюте
- I. Общие положения
- II. Виды лицевых счетов. Порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов
- Порядок открытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня
- Порядок переоформления лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня
- Порядок закрытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня
- Порядок перевода лицевых счетов клиентов в системе Федерального казначейства
- Особенности открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов клиентам - участникам бюджетного процесса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- Порядок передачи показателей лицевого счета бюджета в случае образования нового финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
- Особенности открытия, переоформления и закрытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса
- III. Порядок ведения лицевых счетов, открываемых в Федеральном казначействе и органах Федерального казначейства. Порядок документооборота при ведении лицевых счетов
- Документооборот при ведении лицевых счетов
- I. Общие положения
- II. Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
- 2.1. Основания для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета
- 2.2. Основания для проведения операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета
- 2.3. Особенности проведения операций по кассовым выплатам по внебанковским операциям
- 2.4. Подготовка расчетных документов для проведения кассовых выплат с единых счетов бюджетов
- 2.5. Отражение операций по кассовым выплатам и кассовым поступлениям на лицевых счетах
- 2.6. Особенности проведения кассовых операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования
- 2.7. Особенности проведения кассовых операций со средствами на обеспечение оперативно-розыскных мероприятий
- 2.8. Особенности проведения кассовых операций для обеспечения клиентов иностранной валютой
- IV. Особенности отражения операций по доведению бюджетных данных при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
- V. Изменение порядка кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета
- VII. Предоставление Федеральным казначейством или органами Федерального казначейства информации участникам бюджетного процесса об операциях, осуществленных подведомственными им бюджетными учреждениями
- VIII. Организация работы Федерального казначейства и органов Федерального казначейства с клиентами
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Раздел VIII. Исполнение бюджетов
- Глава 24. Основы исполнения бюджетов