logo
КСИБ Пособие2010

3. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»

Необходимым условием эффективного функционирования органов казначейства является подготовка высококвалифицированных специалистов. В этой связи возникает необходимость развития форм и методов обучения, обновления учебно-методической литературы. Профессорско-преподавательский состав кафедры «Финансы» РГЭУ «РИНХ» активно использует в учебном процессе не только традиционные, но и новые активные формы работы со студентами, ориентированные на развитие творческого подхода к изучению учебного материала. Основные формы семинарских и практических занятий представлены в следующей таблице:

№№ п/п

Виды учебных

занятий

Форма проведения учебного занятия

1

2

3

1.

Семинарские (теоретические) занятия

- проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам (тест);

-экспресс – опрос;

- блиц-опрос;

- дискуссия (диспут);

- «практическое совещание»;

-круглые столы с участием специалистов органов казначейства;

-коллоквиум;

- контрольная;

- внутрисеместровое тестирова­ние; итоговое тестирование по курсу;

- публичная защита рефератов по изучаемой теме;

- рецензирование статей, публикуемых в экономической литературе на заданные темы;

- обзор финансовой литературы с презентацией основных проблем и перспектив развития казначейской системы исполнения бюджетов;

- краткие сообщения об изменениях нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность органов казначейства

2.

Практические занятия

- экспресс – опрос и разбор деловых ситуаций;

- экспресс-опрос и решение задач;

- блиц - опрос, разбор и решение ситуацион­ных задач;

- составление и решение кроссвордов.

Методика проведения семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Казначейская система исполнения бюджетов» призвана способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских и практических занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно изучать инструктивный материал, заполнять формы и бланки, обеспечивающие кассовое исполнение бюджетов.

Семинарские и практические занятия проводятся по темам и вопросам к каждой теме в соответствии с рабочей программой дисциплины «Казначейская система исполнения бюджетов». Вопросы планов семинарских (практических) занятий должны не только повторять вопросы лекций, но и носить проблемный характер, настраивать на дискуссию.

Опыт кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) позволяет применять методику самостоятельного проведения студентами семинарских и практических занятий. Особенности проведения таких занятий заключаются в следующем:

- занятия ведут студенты и сами оценивают ответы;

- организуются группы из 4-5 студентов для разработки отдельных вопросов;

- выбирается руководитель группы - студент, имеющий нестандартное мышление и знающий теоретическую и нормативно-правовую базу;

- начисляются баллы за достижение качественных показателей или применяются штрафные санкции – снимаются баллы.

К правам и обязанностям группы относятся:

Студент, который проводит семинарское (практическое) занятие обязан:

- объявить тему и вопросы;

- осуществлять контроль за учебным временем;

- анализировать ответы и выставлять оценки;

- поощрять или наказывать баллами;

- консультироваться у преподавателя.

При выражении недоверия группы к качеству проведения семинарского занятия или качеству оценки ведущий сменяется. Преподаватель в свою очередь обязан контролировать ход семинара, вносить поправки в ответы студентов (в случае объективной необходимости), предлагать свое мнение по обсуждаемой проблеме, осуществлять консультации при подготовке к занятию.

Обязательным условием практических занятий по курсу «Казначейская система исполнения бюджетов» является заполнение форм и бланков в соответствии с инструктивным материалом, что обеспечивает:

- закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения;

- умение использовать нормативные акты;

- развитие практических навыков работы в органах казначейства.

Важной формой подготовки студентов к занятиям являются сообщения, рефераты, доклады.

Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено глубокому его изложению. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного текста и не требу­ет специального оформления.

Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат - это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием са­мостоятельных выводов.

Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для раз­вития навыков научной работы студента.

Доклад - это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познаватель­ной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учеб­ной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год).

По структуре и содержанию доклады представляют более пол­ный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследователь­ской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал.

Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К док­ладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлени­ям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого мате­риала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить презентации.

Публичная защита рефератов, докладов, рецензий на статьи, публикуе­мые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у сту­дента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли. Защиту докладов и рефератов рекомендуется осуществлять с помощью программных продуктов Excel, Microsoft и др. Содержание презентации призвано иллюстрировать основные результаты выполненной работы. Презентация включает графики, диаграммы, таблицы, на основе которых можно сделать вывод о состоянии объекта исследования в целом или его элементов. Презентационные слайды должны быть выполнены в одном стиле.

Семинарские (теоретические) занятия могут проводиться также в форме дис­пута1 или дискуссии2, которые являются одной из активных форм учебных за­нятий и побуждают студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Казначейская система исполнения бюджетов». Обсуждаемые вопросы опреде­ляются по каждой теме программы учебной дисциплины «Казначейская система исполнения бюджетов».

Семинар в форме коллоквиума предполагает закрепление изученного материала. Коллоквиум —форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене

Проведение семинара в форме деловой игры, несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, сту­денты смогут приобрести практические навыки поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооцен­ка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаи­мосвязи теории и практических ситуаций. Для работы в органах казначейства студенту необходимо знать действующие инструкции по кассовому исполнению бюджетов, обладать практическими навыками заполнения форм, а также уметь классифицировать основные показатели бюджета по кодам бюджетной классификации. Такие навыки и способности наиболее адекватно могут быть восприняты и усвоены студентами не только благодаря академическим дидактическим формам обучения, но и в значительной степени благодаря игровым формам обучения, к которым относятся деловые игры.

Деловая игра по кассовому исполнению бюджета предполагает работу двух групп студентов: одна группа выступает в роли бюджетополучателя, а другая – специалистов органов казначейства.

Первая группа должна подготовить документы для открытия лицевого счета, получения финансирования и осуществления кассового расхода.

Вторая группа должна открыть лицевой счет, перечислить объем финансирования.

После завершения групповой работы преподаватель организует ролевую игру, в которой воспроизводится работа специалистов в отделах органах казначейства.

По результатам деловой игры преподаватель проводит ее разбор, целями которого являются:

- оценка правильности выполненных действий каждой группой;

- анализ умения работать в группе и активности каждого из участников;

- показ неиспользованных возможностей для обоснования своей позиции в каждой группе.

Итоговое семинарское занятие проводится в форме «круглого стола» с участием практических работников органов казначейства. Для эффективной работы «круглого стола» определяется актуальная тема обсуждения, распределяются специальные индивидуальные задания и задания малым группам студентов, устанавливается порядок взаимодействия участников и разрабатываются предложения по дальнейшему развитию выбранной темы.