logo
КСИБ Пособие2010

5. Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»

Контроль за качеством обучения и усвоением материала студентами, изучающими дисциплину «Казначейская система исполнения бюджетов» включает:

На кафедре «Финансы» РГЭУ (РИНХ) разработана единая методика проведения итогового экзамена (зачета) с учетом, так называемой, «рейтинговой» оценки. Для определения ее количествен­ной величины используется балльная система оценки текущей успе­ваемости, тестирования, самостоятельного индивидуального занятия и др., которые в сумме и определяют рейтинговую оценку, состав­ляющую 60% итоговой оценки. При таком соотношении итоговой и рейтинговой оценок ни один студент не сможет получить «удовле­творительно», если он не занимался в течение семестра.

Рейтинговая оценка (60 баллов) позволяет автоматически атте­стовать студента по учебной дисциплине «Казначейская система исполнения бюджетов» в течение семестра с после­дующим освобождением их от сдачи зачета.

Итоговая экзаменационная оценка определяется с учетом сле­дующих критериев: «Зачет» выставляется, если в ответе продемонстри­рованы всесторонние, систематические и глубокие знания содержа­ния учебной дисциплины «Казначейская система исполнения бюджетов»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понима­нии и изложении материала.

«Незачет» выставляется за ответ, свидетельствующий о проблемах в знаниях основного содержания учебной дисциплины «Казначейская система исполнения бюджетов», содержащий принципиальные ошибки.

При возникновении спорного или неопределенного положения при определении оценки на итоговом экзамене студент вызывается на собеседование, в ходе которого и выводится итоговая оценка. Однако приглашение на собеседование должно быть редким исключением из правил.

Таким образом, структура итоговой оценки по теоретической дисциплине оптимально может быть следующей: 30 баллов - текущая оценка, 30 баллов - экзаменационная оценка.

В этой связи итоговая оценка, выставляемая в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, является результатом суммирования двух составляющих - оценки (в баллах) за внутрисеместровую учеб­ную работу (аудиторную и самостоятельную) и оценки (в баллах), выставляемой за ответы на вопросы экзаменационного теста (в пись­менной форме).

Максимальное количество баллов, которое может «заработать» студент по каждой из составляющих - 30; при этом методика подсчета баллов и определение дифференцированной оценки осуществляет­ся по следующей схеме.

Первоначально устанавливается контрольное количество бал­лов - 30 баллов (семестр - 8 недель, если на каждом занятии студент будет «зарабатывать» по 3 балла, то за семестр сумма баллов соста­вит 24, дополнительно можно «заработать» за активную работу в це­лом - 6 баллов). Это минимальная планка, означающая допуск к зачету. Если число баллов меньше минимально допустимого (30 баллов), то студент не допускается к зачету, т.е. преду­сматривается дополнительные формы самостоятельной работы по со­гласованию с преподавателем.

Можно заработать не только положительные, но и отрицатель­ные баллы, например, за отсутствие на занятиях минус 3 балла (в слу­чае отсутствия аргументации неявки). Отрицательный бал студент получает за отказ от ответа, за неудовлетворительное выполнение экспресс-контрольной и даже за пассивное присутствие на семинаре (минус 2 балла). Отрицательный балл (по согласованию с группой) распространяется в случае некорректного или недисциплинированно­го поведения студента.

Практические занятия в форме разбора деловых ситуаций и решения задач предусматривают экспресс-опрос по текущей теме, оценка ответов которого идет по системе «+ 1 балл» и «- 1 балл» (плюс - есть ответ на вопрос; минус - нет ответа, затруднения в отве­те), блиц-опрос - схема «да», «нет». Экспресс - опросом охватывается вся группа, причем принцип добровольного ответа применяется толь­ко в порядке дополнения, уточнения и обобщения предыдущих отве­тов студентов.

Пропуск учебного занятия сопровождается фиксированием те­кущей задолженности, которая должна быть ликвидирована, что и оценивается дополнительно.

На первом семинарском занятии по учебной дисциплине «Казначейская система исполнения бюджетов» преподаватель сообщает студентам, какие виды заданий иг­рового практикума запланированы к выполнению в течение семестра и как они будут оцениваться.

Подсчет баллов осуществляется следующим образом:

- за выполненное индивидуальное задание:

«отлично» - 2 балла

«хорошо» - 1 балл

«удовлетворительно» - 0,5 балла

- за выполненную экспресс – контрольную:

«отлично» - 1 балла

«хорошо» - 1 балл

«удовлетворительно» - 0,5 балла

-публичная защита реферата- 1 балл;

- интересные вопросы подготовленные в холе защиты рефе­рата, критических рецензий - 0,5 балла;

- представленный доклад на научно-исследовательскую конференцию - 10 баллов

- представленные тезисы в сборник научных трудов - 5 бал­лов и т.д.

В период зачетной недели студенты попадают в сложную ситуа­цию, когда они не могут качественно подготовиться сразу к несколь­ким видам контроля или выполнить задания по нескольким дисцип­линам одновременно, что, следовательно, сказывается на итоговой оценке.

Рейтинговая оценка знаний позволяет обеспечить ритмичную и систематическую работу студента.