Предисловие
В связи с прогрессирующим развитием казначейской системы России, расширением функций и задач казначейства сохраняется необходимость дальнейшего совершенствования организационной структуры. Одним из актуальных вопросов совершенствования организации, методологии и технологии казначейского исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации, который требует неотложного решения, является вопрос о том, каким образом российское государство должно строить систему расчетов в секторе государственного управления, осуществляемых посредством казначейств.
В частности, должно ли государство идти по пути передачи полномочий по кассовому обслуживанию бюджетов всех уровней бюджетной системы одному органу казначейства или могут создаваться многочисленные и многоуровневые системы казначейств.
Рассматривая вариантность создания и развития платежной системы сектора государственного управления, Министерство финансов Российской Федерации приняло решение в пользу единой казначейской системы. Данное решение нашло отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерацию
На современном этапе Правительство Российской Федерации поставило перед казначейством задачу - обеспечить консолидацию всех государственных финансовых ресурсов в одной жесткой руке, в условиях стопроцентного контроля их целевого использования. Контроль, осуществляемый органами казначейства, позволяет не только выявлять нарушителей финансовой дисциплины, но и самое главное – предотвращать эти нарушения. Таким образом казначейство можно отнести к одному из самых важных инструментов экономической безопасности страны.
Одной из главных целей финансовой политики, как государства, так и субъектов Федерации является последовательное повышение уровня их бюджетного самообеспечения. Новые возможности казначейства могут помочь найти новые механизмы и источники решения данной проблемы.
Обострение финансового кризиса заставило ускорить процесс завершения перехода на казначейскую систему исполнения бюджета, что означало бы централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства и переход к единому казначейскому счету в целях рационального управления кассовыми средствами бюджета, и минимизации сроков информационного обмена.
Следование основным факторам, направляющим развитие федерального казначейства Российской Федерации - приведение правовой основы деятельности казначейства в требуемое состояние; совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов; развитие организационного, материального и технического обеспечения; обеспечение информационно – технологической поддержки; внедрение и организация эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов федерального казначейства Министерства финансов РФ, с учетом обеспечения безопасности информации – позволит достичь полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств; управления получаемыми доходами; контроля правомерности и целевого характера совершаемых расходов, в соответствии с требованиями социально – экономического развития, на основе учетных; использовать ЕКС как инструмент управления государственными средствами.
Казначейская система исполнения бюджета позволяет гармонизировать бюджетные интересы Российской Федерации и ее субъектов, поможет исключать возможность централизации доходов сверх требуемых объемов.
Еще одно преимущество - аккумулируя средства бюджетов РФ на единые счета, казначейство может выступать гарантом защиты этих средств от возможных негативных последствий.
Казначейство будет развиваться, так как оно имеет обоснованную стратегию, но эффективность этого поступательного движения будет прямо зависеть людей, специальность которых — казначеи. Комплексная автоматизация их профессиональной деятельности, качественное снижение объема рутинных операций, концентрация интеллектуального потенциала специалистов на аналитической работе — важный фактор успеха модернизации казначейской системы Российской Федерации.
Таким образом, сложность и многообразие решаемых органами казначейства задач, требуют подготовки профессионально обученных и компетентных специалистов.
Дисциплина «Казначейская система исполнения бюджетов» изучается в соответствии с учебным планом студентами специальности «Финансы и кредит», специализации «Государственные и муниципальные финансы и имеет тесную связь с следующими предметами:«Финансы», «Бюджетная система Российской Федерации», «Доходы бюджета», «Расходы бюджета», «Бюджетное планирование и прогнозирование», «Бюджетный учет и отчетность», поэтому при ее изучении необходимо учитывать межпредметные связи.
Учитывая практическую направленность курса, следует применять различные методы активизации учебного процесса:
- проводить практические занятия и деловые игры с решением проблемных ситуаций;
- организовывать круглые столы совместно с практическими работниками;
-использовать инструкции и технические средства обучения.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- историю развития органов казначейства в России;
- организационную структуру Федерального казначейства на современном этапе;
- основные задачи и функции органов казначейства;
- принципы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- порядок взаимодействия с другими финансовыми органами по вопросу кассового исполнения бюджетов;
- законодательные акты, инструктивные и другие нормативные правовые документы по исполнению бюджетов;
уметь:
- перечислять и зачислять доходы на единый счет и распределять их между бюджетами;
- открывать финансирование и доводить уведомление о бюджетных ассигнованиях до распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей;
- осуществлять кассовый расход в пределах доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
- обеспечить на качественно новом уровне оперативность предоставления информации о ходе исполнения федерального бюджета, кассового исполнения бюджетов субъектов федерации и муниципальных бюджетов;
- осуществлять в автоматизированном режиме минимально необходимые операции по введению информации по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.
Настоящее учебное пособие составлено с целью оказания практической помощи при изучении курса, ориентирует студентов не только на теоретическую проработку основных тем, изучаемых учебной дисциплиной «Казначейская система исполнения бюджетов», но и на закрепление их путем разрешения практических ситуаций, приведенных по тексту.
- Гоу впо «ростовский государственный экономический университет (ринх)» Богославцева л.В., Терентьева в.В., Бабурин а.В.
- Оглавление
- Предисловие
- 1. Цельи задачи учебной дисциплины «казначейская система исполнения бюджетов»
- Распределение объема часов по видам обучения
- Тема 1. Теоретико-правовые основы организации кассового исполнения бюджетов.
- Тема 2. Функциональные особенности казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
- Тема 3. Организация исполнения доходов бюджета органами казначейства
- Тема 4. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства
- Тема 5.Порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений органами казначейства
- Тема 6. Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов
- Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета
- Тема 8. Развитие программного обеспечения казначейской модели исполнения бюджетов.
- Для заметок
- 3. Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
- 4. Темы и вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
- 4.1. Содержание семинарских и практических занятий Тема 1. Теоретико-правовые основы организации кассового исполнения бюджетов
- Тема 2. Функциональные особенности казначейской системы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Тема 3. Организация исполнения доходов бюджета органами казначейства
- Задача 1.
- Остаток на начало дня______________ 1 платежное поручение
- Задача 2.
- Задача 3.
- Тема 4. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства
- Задача 1.
- Задача 2.
- Задача 3.
- Задача 4.
- Задача 5.
- Тема 5. Порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений органами казначейства.
- Задача 1
- Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета
- Тема 8. Развитие программного обеспечения казначейской модели исполнения бюджетов
- 4.2. Темы рефератов по дисциплине
- 5. Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «казначейская система исполнения бюджетов»
- 5.1. Тестовые задания для проведения стартового рейтинга по дисциплине «Казначейская система исполнения бюджетов»
- 1. В соответствии с Бюджетным кодексом рф бюджет – это:
- 2. Сущность бюджета реализуется через:
- 3.Функции бюджета:
- 4.Бюджет как экономическая категория – это:
- 5. К бюджетным отношениям относятся:
- 10. Принцип достоверности бюджета означает, что:
- 11. Принцип полноты бюджета означает, что:
- Тема 3. Организация исполнения доходов бюджета органами казначейства.
- Тема 5. Организация исполнения расходов бюджета органами казначейства.
- Тема 8. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджета
- 5.3. Контрольные вопросы Варианты для проведения первой контрольной работы.
- Регламент взаимодействия территориальных органов власти и органов Федерального казначейства: понятие, значение и роль в исполнении бюджета.
- 7. Структурно-логические схемы
- 4 5
- 3 6
- Тема 3. Организация исполнения доходов федерального бюджета органами казначейства.
- Тема 4. Организация исполнения расходов федерального бюджета органами казначейства.
- Сравнение лицевых счетов действующих до 01.01.2009 и вводимых с 01.01.2009 приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н
- Отказ в регистрации Заявки
- Тема 5. Порядок финансирования государственных и муниципальных учреждений органами казначейства
- Тема 6. Особенности кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- Этапы развития Муниципального казначейства г.Ростова-на-Дону
- Бюджета г. Ростова-на-Дону.
- Тема 7. Организация и проведение казначейского контроля за исполнением бюджетов
- 9. Глоссарий а
- Приложения
- II. Полномочия
- III. Организация деятельности
- I. Общие положения
- II. Документы, используемые для учета поступлений, в том числе в иностранной валюте, в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами
- III. Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами
- IV. Учет поступлений в иностранной валюте
- V. Порядок перечисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и акцизов на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации
- VI. Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджеты
- 1. Общие положения
- II. Доведение бюджетных данных до главных распорядителей средств федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета
- IV. Особенности представления и доведения бюджетных данных иным получателям средств федерального бюджета
- V. Представление бюджетных данных по дополнительному бюджетному финансированию (http://roskazna.Ru)
- VI. Представление получателями средств федерального бюджета детализированных бюджетных данных(http://roskazna.Ru)
- VII. Особенности представления и доведения бюджетных данных для осуществления операций в иностранной валюте
- I. Общие положения
- II. Виды лицевых счетов. Порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов
- Порядок открытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня
- Порядок переоформления лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня
- Порядок закрытия лицевых счетов клиентам, являющимся участниками бюджетного процесса федерального уровня
- Порядок перевода лицевых счетов клиентов в системе Федерального казначейства
- Особенности открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов клиентам - участникам бюджетного процесса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
- Порядок передачи показателей лицевого счета бюджета в случае образования нового финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
- Особенности открытия, переоформления и закрытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса
- III. Порядок ведения лицевых счетов, открываемых в Федеральном казначействе и органах Федерального казначейства. Порядок документооборота при ведении лицевых счетов
- Документооборот при ведении лицевых счетов
- I. Общие положения
- II. Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
- 2.1. Основания для проведения операций по кассовым выплатам из федерального бюджета
- 2.2. Основания для проведения операций по кассовым выплатам из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета
- 2.3. Особенности проведения операций по кассовым выплатам по внебанковским операциям
- 2.4. Подготовка расчетных документов для проведения кассовых выплат с единых счетов бюджетов
- 2.5. Отражение операций по кассовым выплатам и кассовым поступлениям на лицевых счетах
- 2.6. Особенности проведения кассовых операций со средствами дополнительного бюджетного финансирования
- 2.7. Особенности проведения кассовых операций со средствами на обеспечение оперативно-розыскных мероприятий
- 2.8. Особенности проведения кассовых операций для обеспечения клиентов иностранной валютой
- IV. Особенности отражения операций по доведению бюджетных данных при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
- V. Изменение порядка кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета
- VII. Предоставление Федеральным казначейством или органами Федерального казначейства информации участникам бюджетного процесса об операциях, осуществленных подведомственными им бюджетными учреждениями
- VIII. Организация работы Федерального казначейства и органов Федерального казначейства с клиентами
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
- Раздел VIII. Исполнение бюджетов
- Глава 24. Основы исполнения бюджетов