Система межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней, возникающая при осуществлении бюджетного процесса (т.е. по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса).
Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне бюджетной системы.
В ходе достижения данной цели необходимо учитывать:
– возлагаемые на бюджеты различных уровней функции и задачи;
– минимальные государственные социальные стандарты;
– налоговый потенциал соответствующей территории.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах, которые закреплены в Бюджетном кодексе. Принципы межбюджетных отношений:
1 распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы; (расходные полномочия)
2 разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
3 равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав МО;
4 выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ, МО;
5 равенство всех бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление. Но складываются на основе разных принципов.
Унитарным бюджетным системам соответствует:
– высокий уровень централизации бюджетных средств;
– отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.
Федеративные бюджетные системы строятся на противоположных основах. Им присуща (соответствует):
– высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов;
– соблюдение единства общегосударственных интересов (одновременно с первым).
Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм) – это система управления финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств.
При этом в соответствии с основами формирования федеративных бюджетных систем, должно осуществляться сочетание:
1 интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны, с одной стороны;
2 и интересов всего общества в целом, с другой стороны.
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
1 законодательное разграничение полномочий по формированию доходов и расходов бюджетов между органами власти всех уровней;
2 обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами органа власти соответствующего уровня (для выполнения возложенных на них полномочий);
3 обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4 обеспечение самостоятельности и равноправия каждого бюджета, входящего в бюджетную систему.
Обратить внимание: принципы межбюджетных отношений и бюджетного федерализма переплетаются между собой и дополняют друг друга.
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически. На практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает дисбаланс:
1) «вертикальный финансовый дисбаланс» или «вертикальный финансовый разрыв» – несоответствие объема доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы;
2) «горизонтальный финансовый дисбаланс» – неравномерное распределение доходной базы по различным регионам и МО (территориальная асимметрия).
Поэтому бюджетный федерализм в системе межбюджетных отношений предполагает бюджетное регулирование – вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем за счет перераспределения ресурсов между бюджетами.
Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций, т.е. существует равенство доходных и расходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.
Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов.
Межбюджетные отношения между различными уровнями бюджетной системы (вертикальное выравнивание) реализуются через различные формы финансовой помощи из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Основные формы финансовой помощи.
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Это самая простая форма финансовой помощи. Используется, как правило, для сбалансирования бюджетов, выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности без определения конкретных направлений расходов при недостаточности собственных доходов.
В то же время дотация – самая несовершенная из существующих форм межбюджетных отношений, так как подчас порождает иждивенчество.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Предоставляются на конкретные цели на конкурсной основе.
По сравнению с дотациями – это более гибкая форма.
Дотации и субсидии обычно идут на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Т.е. это целевая дотация.
Цель субвенции – восполнить недостающие средств для решения конкретных задач, т.е. финансирование целевых расходов. Например, финансирование полномочий, переданных с вышестоящего уровня.
В зависимости от целевого характера и условий предоставления бывают текущие (направлены на финансирование текущих расходов) и инвестиционные (финансирование капитальных расходов).
Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств на возвратной и возмездной основах. Как форма выравнивания используется редко.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Она может выделяться на покрытие кассовых разрывов в связи с сезонным характером поступления доходов.
Из перечисленных форм финансовой помощи три являются безвозмездными, а две возмездными. Все безвозмездные формы являются межбюджетными трансфертами.
Трансферт – передаточный платеж – это бюджетные средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые (безвозмездно и безвозвратно) другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В целом трансферта бывают двух видов:
положительные – бюджетные средства идут из вышестоящего бюджета нижестоящему;
отрицательные – бюджетные средства идут из нижестоящего бюджета в вышестоящий.
Межбюджетные трансферты идут на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.
Уровень бюджетной обеспеченности – показатель, отражающий во сколько раз больше или меньше объем доходов на душу населения бюджета конкретного субъекта РФ или МО, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых факторов и численности потребителей бюджетных услуг (населения), среднего по всем субъектам или МО данного типа.
- Сущность, значение и признаки финансов как экономической категории.
- Стадии развития категории финансы:
- Функции финансов. Субъекты финансовых отношений. Субъекты финансовых отношений:
- Виды финансовых отношений, возникающие между субъектами:
- 1) Распределительная функция
- Финансовые ресурсы. Сводный баланс финансовых ресурсов территории. Финансовые ресурсы рф
- Финансовая система рф, её состав.
- Состав финансовой системы рф
- Сущность, формы и методы управления финансами.
- Формы и методы управления финансами
- 1) Прямое государственное управление.
- 2) Система государственного регулирования.
- Органы управления финансами в рф.
- 1. Классификация в соответствии с объектами управления
- 2. Институциональная структура управления финансами в рф
- 1. Президент
- 3. Правительство рф:
- 5. Счетная палата.
- 6. Федеральное Казначейство.
- Содержание и задачи финансовой политики.
- Содержание финансовой политики определяется:
- Финансово-кредитный механизм, как важнейшая составная часть финансовой политики.
- Структура фкм:
- Виды фкм:
- Типы финансовой политики. Современная финансовая политика рф.
- 10. Финансовое планирование.
- Классификация финансовых планов
- 1. По принципу добровольности:
- 2. В зависимости от периода, на который составляется план:
- 4. В зависимости от широты охватываемых планами экономических отношений:
- Финансовый контроль, его сущность и значение.
- Назначение финансового контроля:
- Два аспекта финансового контроля:
- Основные элементы системы финансового контроля
- Основные принципы организации государственного финансового контроля
- Общая характеристика видов финансового контроля.
- 13.Государственные и негосударственные виды финансового контроля, их характеристика.
- 1 По времени проведения:
- 2 По характеру проверяемых материалов:
- 7 По взаимосвязи субъекта и объекта:
- 8 По способу организации:
- 14.Аудит и ревизия, как виды финансового контроля.
- Сходство данных видов контроля:
- Различия:
- Методы проведения финансового контроля.
- Сущность, значение и функции финансов хозяйствующих субъектов. Группировка финансовых отношений на уровне предприятия.
- Финансы → децентрализованные;
- Вид фондов → денежный.
- 1) Финансовые отношения внутри хозяйствующих субъектов
- 2) Финансовые отношения между хозяйствующими субъектами:
- 3) Финансовые отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими управленческими структурами:
- 4) Финансовые отношения хозяйствующих субъектов с финансово–кредитной системой.
- 17. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий.
- 2) По источнику формирования:
- 3) По способу привлечения:
- Направления использования финансовых ресурсов:
- 18. Выручка от реализации продукции, как источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
- Этапы распределения выручки и формирования собственных источников финансирования
- I Этап воспроизводства материальных ресурсов
- II Этап воспроизводств трудовых ресурсов
- III Этап формирования результатов
- 19.Финансирование капитальных вложений.
- Финансирование кругооборота основных фондов
- Источники финансирования основных фондов:
- 20.Оборотные средства и их финансирование.
- Состав оборотных средств (классификация)
- 2) По признаку организации:
- Источники финансирования ОбС:
- Особенности финансирования производственных фондов (самостоятельно):
- 21.Организация финансовой работы на предприятиях. Задачи и функции финансовой службы.
- 7 Страхование финансовых рисков.
- 8 Работа на финансовых рынках (рынок цб).
- 22. Финансовое планирование на предприятиях, методы планирования. Виды финансовых планов.
- 23. Финансовая отчетность предприятия и методы ее анализа.
- 1) Внутренние
- 2) Внешние
- Основные методы анализа отчетности.
- 24.Сущность, значение и функции финансов страхования.
- Финансы → централизованные и децентрализованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный и материальный.
- 1) Денежные перераспределительные отношения возникают только между участниками страхования
- 1) Распределительная функция
- 1.2 Предупредительная
- 1.3 Восстановительная
- 2) Контрольная функция
- 25. Субъекты страховых отношений. Организационные формы образования страховых фондов. Организационные формы создания страховых фондов в экономике
- Классификация и виды страхования.
- I обязательное страхование
- Рынок страховых услуг рф.
- Субъекты страховых отношений
- 1 По сектору экономики в народном хозяйстве (институциональная структура)
- Структура коммерческого сектора страхования
- Финансовые аспекты страховой деятельности. Тарифная политика.
- Сущность и значение государственных финансов. Государственные доходы и расходы.
- Финансирование государственных расходов
- Сущность, значение и функции государственного бюджета, как звена финансовой системы.
- 1) Как финансовая категория
- 2) С материальной точки зрения
- 3) Как финансовый план
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Государственный бюджет, как основной финансовый план государства. Его характеристика.
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Доходы бюджетов различных уровней и их классификация.
- 2) По форме образования:
- 4) Как источник формирования конкретного бюджета:
- 5) Как источник финансирования расходов:
- Расходы бюджетов различных уровней и их классификация.
- Система бюджетных расходов и их классификация
- 4) По возможности сокращения:
- 6) По роли в общественном производстве:
- Бюджетный дефицит, его причины и методы финансирования.
- Причины бюджетного дефицита
- 4) Низкая эффективность государственного финансового управления
- Способы решения проблемы дефицита
- 1) Группа – безинфляционные способы:
- 2) Группа – инфляционный способ
- Допустимые размеры дефицита государственного бюджета в рф:
- Бюджетное устройство. Бюджетная система рф.
- Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф. Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф:
- 2 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- 3 Самостоятельность бюджетов разных уровней
- 4 Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
- 7 Результативность и эффективность использования бюджетных средств
- 12 Подведомственность расходов бюджетов
- 13 Единство кассы
- Бюджетный процесс и его участники.
- Участники бюджетного процесса:
- Краткая характеристика стадий бюджетного процесса.
- 1 Стадия – Составление проекта бюджета (6 раздел гл. 20).
- Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:
- Составление проекта бюджета основывается на:
- 1) Документы и материалы, на основании которых проект бюджета формировался:
- 2) Проекты законов о государственных внебюджетных фондах.
- Порядок рассмотрения Федерального бюджета:
- 1 Чтение:
- 2 Чтение:
- 3 Чтение:
- 4 Стадия – Исполнение бюджета (раздел 8 главы 24 и 25).
- Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Система кассового исполнения бюджета.
- 1) Принцип единства кассы
- 2) Принцип специализации бюджетных средств
- Система межбюджетных отношений.
- Сущность, значение и функции внебюджетных специальных фондов. Классификация фондов.
- 1) Наличие у государства специализированных видов расходов.
- 2) Необходимость обеспечения целевого использования средств.
- 3) Ограниченность финансовых ресурсов и дефицит бюджета.
- 1) В зависимости от целевого назначения:
- 2) В соответствии с уровнем управления:
- 4) По охвату проблем:
- Особенности вбф:
- Сущность, значение и функции государственного кредита.
- 1 Распределительная функция
- 2 Контрольная функция
- Виды государственного кредита, их краткая характеристика.
- 1.2 Использование сбережений через Сбербанк и использование ссудного фонда
- 1.3 Казначейские ссуды
- Государственные займы, как основная форма государственного кредита. Классификация займов.
- 3. По категории держателя ценных бумаг:
- 4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:
- 5. По форме выплаты доходов:
- 7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:
- 8. По методу определения дохода:
- Управление государственным кредитом.
- Государственный долг. Виды. Методы управления.
- Виды государственных ценных бумаг рф.
- Основные виды государственных ценных бумаг
- 1 Государственные бескупонные краткосрочные облигации – гко
- 2 Казначейские обязательства – ко
- 3 Облигации федерального займа – офз
- 4 Облигации государственного сберегательного займа – огсз
- 11 Сберегательная бумага для населения – сбн.
- Территориальные финансы, их состав.
- Состав тф:
- Рынок ссудных капиталов и его структура. Ссудный процент.
- 1 Средства хозяйствующих субъектов:
- 1 Требующие разрешения на использование, платные (например, депозитные счета)
- 2 Не требующие согласия владельцев на использование, бесплатные (текущие и расчетные счета)
- Формы ссудного процента:
- Факторы, оказывающие влияние на величину ссудного процента:
- 1) Внешние и внутренние
- 2) Общие и частные
- 1) По временному признаку:
- Сущность кредита и его роль в экономике. Функции кредита.
- Функции кредита в экономике:
- Виды и формы кредита.
- 1 Ростовщический кредит
- 1 В зависимости от срока погашения (предоставления)
- Институциональная структура кредитной система
- Этапы развития банковской системы России. Состав и характеристика современной банковской системы рф.
- Центральный банк рф, его задачи и функции.
- Функции Центрального банка рф:
- 1 Разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
- 2 Расчетный центр банковской системы:
- 3 Банковское регулирование и надзор:
- 4 Валютное регулирование
- Коммерческие банки и их функции.