10. Бюджетный процесс в рф.
Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, по осуществлению бюджетного учета, по составлению, проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Стадии бюджетного процесса:
1. Разработка проекта бюджета;
2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета (ГД, 3 чтения);
3. Исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);
4. Составление отчета об исполнении и утверждении бюджета.
Участники бюджетного процесса:
– Президент РФ;
– Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
– Органы законодательной власти;
– Органы государственного и муниципального контроля;
– ЦБ РФ;
– Органы исполнительной власти;
– Органы управления государственными бюджетными фондами;
– Главные администраторы доходов бюджета;
– Главные администраторы источников финансового дефицита;
– Получатели бюджетных средств.
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально- экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами.
1 этап. Разработка проекта бюджета. Составление проектов бюджетов основывается на:
1) положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в РФ;
2) основных направлениях бюджетной политики и основных на- правлениях налоговой политики;
3) основных направлениях таможенно-тарифной политики РФ;
4) прогнозе социально-экономического развития;
5) бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
6) государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
2 этап. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного фин. года. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов; общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде; верхний предел государственного внутреннего долга; нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде; дефицит (профицит) федерального бюджета.
При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может: предоставить законопроект в согласительную комиссию (в составе Совета Федерации, Правительства и Госдумы); вернуть в Правительство на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. В третьем чтении – бюджет утверждают по подразделам; утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
3 этап. Исполнение федерального бюджета – совокупность операций по формированию и исполнению утвержденного в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы гос. власти.
Сводная бюджетная роспись – документ, которые составляется и ведется финансовым органом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ со счетов органов Федерального казначейства;
перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие бюджетных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
4 Этап – составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система России. Значение отдельных сфер и звеньев в системе финансов.
- 3. Финансовая политика. Содержание, значение и задачи финансовой политики рф на современном этапе.
- 4. Управление финансами. Органы управления финансами, их задачи в условиях рыночных отношений.
- 5. Содержание и значение финансового контроля на современном этапе, его организация.
- 6. Сущность и состав государственных финансов
- 7. Сущность, значение и функции государственного бюджета.
- 8. Характеристика доходов и расходов государственного бюджета.
- 9. Бюджетный дефицит и управление им. Источники финансирования бюджетного дефицита.
- 10. Бюджетный процесс в рф.
- 11. Социальные внебюджетные фонды, их состав и характеристика.
- 12. Пенсионный фонд: формирование, использование, управление.
- 13. Фонд государственного социального страхования, порядок его формирования и использования.
- 14. Фонд обязательного медицинского страхования, его формирование и использование.
- 15. Сущность и формы государственного кредита.
- 16. Государственный долг и методы его финансирования.
- 17. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
- 18. Финансы учреждений (организаций), осуществляющих некоммерческую деятельность.
- 19. Страхование как финансовая категория
- 20. Финансовый рынок: понятие, структура. Виды и функции финансовых рынков.
- 21. Сущность и роль денег в рыночной экономике.
- Исторические формы денег, их эволюция
- 22. Виды денег
- 23. Денежное обращение и денежный оборот.
- 24. Принципы, определяющие безналичный платежный оборот.
- 25. Формы безналичных расчетов, принятые в рф
- 26. Показатели денежной массы, их характеристика.
- 27. Сущность инфляции и формы ее проявления.
- 28. Виды инфляции, их характеристика.
- 29. Необходимости и предпосылки возникновения денег
- 30. Методы реализации антиинфляционной политики.
- 31. Социально-экономические последствия инфляции.
- 1. Обесценение денежных доходов.
- 2. Перераспределение доходов и богатства.
- 3. Материализация денежных средств.
- 4. Снижение интереса к долгосрочным целям.
- 5. Обесценение денежных сбережений.
- 6. Скрытая конфискация денежных средств и снижение реального процента.
- 7. Ухудшение управляемости экономики.
- 8. Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения.
- 32. Понятие денежной системы и ее элементов.
- 33. Типы ден.Систем, их характеристика
- 34. Денежная система Российской Федерации.
- 35. Понятие валютной системы, характеристика её элементов.
- 36. Сущность и роль кредита в экономике.
- 37. Субъекты кредитных отношений и их характеристика
- 38. Экономическая природа ссудного капитала.
- 39. Принципы кредитования
- 40. Формы кредита.
- 41. Особенности коммерческого кредита.
- 42. Банковский кредит.
- 43. Потребительский кредит.
- 44. Характеристика ипотечного кредита.
- 45. Лизинговый кредит
- 46. Международный кредит