logo
finansy

10. Бюджетный процесс в рф.

Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, по осуществлению бюджетного учета, по составлению, проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Стадии бюджетного процесса:

1. Разработка проекта бюджета;

2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета (ГД, 3 чтения);

3. Исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);

4. Составление отчета об исполнении и утверждении бюджета.

Участники бюджетного процесса:

– Президент РФ;

– Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– Органы законодательной власти;

– Органы государственного и муниципального контроля;

– ЦБ РФ;

– Органы исполнительной власти;

– Органы управления государственными бюджетными фондами;

– Главные администраторы доходов бюджета;

– Главные администраторы источников финансового дефицита;

– Получатели бюджетных средств.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально- экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами.

1 этап. Разработка проекта бюджета. Составление проектов бюджетов основывается на:

1) положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в РФ;

2) основных направлениях бюджетной политики и основных на- правлениях налоговой политики;

3) основных направлениях таможенно-тарифной политики РФ;

4) прогнозе социально-экономического развития;

5) бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

6) государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

2 этап. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного фин. года. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

 прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов;  общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;  верхний предел государственного внутреннего долга;  нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;  дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:  предоставить законопроект в согласительную комиссию (в составе Совета Федерации, Правительства и Госдумы);  вернуть в Правительство на доработку;  поставить вопрос о доверии Правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. В третьем чтении – бюджет утверждают по подразделам; утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

3 этап. Исполнение федерального бюджета – совокупность операций по формированию и исполнению утвержденного в установленном порядке фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций, возложенных на органы гос. власти.

Сводная бюджетная роспись – документ, которые составляется и ведется финансовым органом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в целях организации исполнения бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

 зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ со счетов органов Федерального казначейства;

 перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

 зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

 принятие бюджетных обязательств;

 подтверждение денежных обязательств;

 подтверждение исполнения денежных обязательств.

4 Этап – составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.