logo search
GOS (12)

3. Учет процесса реализации.

Продукция, изготовленная на предприятии, подлежит реализации. Реализация – процесс продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг. Согласно «Закону о бухгалтерском учете и отчетности», момент реализации самостоятельно определяет каждое предприятие и записывает в учетной политике.

Моментом реализации может быть:

1. поступление денег от покупателя на расчетный счет предприятия;

2. момент отгрузки продукции.

До поступления денег на расчетный счет от покупателя, между покупателем и предприятием, отгрузившим продукцию, возникают расчеты и стоимость отгруженной продукции учитывается на двух счетах:

1. Если момент реализации - момент отгрузки продукции – на счете 62;

2. Если моментом реализации считается момент поступления денег от покупателя – на счете 45.

При отгрузке и реализации готовой продукции предприятие несет дополнительные затраты на упаковку, затаривание, погрузку, доставку на станцию железной дороги, погрузку в вагоны, комиссионные сборы, рекламу и т.д. Эти расходы называются коммерческими и учитываются на собирательно-распределительном счете 44. По Дт этого счета собираются расходы в течение месяца, а по Кт списываются в конце месяца на реализованную продукцию в Дт счета 90, и таким образом образуется полная себестоимость продукции.

Для учета реализации применяется операционно-результатный счет 90, предназначенный для контроля за объемом реализации и определения конкретных финансовых. результатов: прибыли или убытка.

Основные проводки:

1. Отгружена покупателям готовая продукция: 45-43;

2. Поступили деньги на расчетный счет от покупателя: 51-90;

3. Списывается отгруженная реализованная продукция: 90-45;

4. Списываются коммерческие расходы по реализации продукции: 90-44;

5. Начисляются налоги, уплачиваемые из выручки: НДС и акцизы: 90-68;

В конце месяца по сч.90 определяется результат: прибыль или убыток и счет закрывается: 90-99 прибыль, 99-90 убыток.