logo
GOS (12)

4. Анализ конкуренции. Оценка степени привлекательности отрасли в перспективе.

При оценке сил конкуренции используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой

отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:

• конкуренция среди существующих в отрасли фирм;

• потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;

• предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;

• поставщики;

• потребители.

Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении соперничающих пр-тий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции явл: цены, качество прод, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, доп услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей хар-ке внутриотраслевого соперничества, определении правил, по кот она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в наст время и в перспективе.

Угроза появления в отрасли новых фирм — следующая сила конкуренции, которая должна быть проанализирована. Серьезные последствия появления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат.

Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отн-ию к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры предст собой препятствия, кот необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необх резервы, и кот обычно не сущ-ют для фирм внутри отрасли. Чем сильнее возд-вие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого пр-я для устан-я высоких цен; и получения прибыли. Сильная конку-я приводит к снижению прибыльности отрасли.

Поэтому главная задача предприятия — выбор стратегии, которая бы обеспечила защиту от действия конкурентных сил и (или) дала возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке конкурентной стратегии предприятия.

Результаты анализа отрасли и конкуренции в ней в конечном счете позволяют оценить ситуацию в отрасли в целом и выработать суждения о привлекательности или непривлекательности отрасли на данный момент и в п перспективе Для определения привлекательности отрасли могут быть использованы следующие показатели :

- прибыльность отрасли;

- значение продукции для общества;

- потенциал роста отрасли;

- стабильность спроса;

- серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;

- степень риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли;

- характер конкуренции и количество предприятий в отрасли;

- технический уровень производства;

- технологии, используемые, их конкурентоспособность по сравнению с мировым опытом;

- благоприятный или неблагоприятный влияние на данную отрасль основных движущих сил;

- возможность прихода в отрасль (ухода из отрасли) крупных фирм;

- усиление или ослабление сил конкуренции;

- необходимый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках;

- организационно-управленческие особенности преуспевающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация и др.);

- каналы распределения и специфика системы сбыта;

- требования к уровню квалификации и опыта персонала и возможности их достижения;

- экологические ограничения

Задача 12.

В истекшем году в литейном производстве объем реализуемой продукции составил 1880 млн.руб. На следующий год запланировано изготовить товарной продукции на 2180 млн. руб. и снизить на 300 млн.руб. остатки нереализованной продукции на складе. Норматив оборотных средств в плановом году по сравнению с отчетным увеличится на 40 млн. руб. и составит 220 млн. руб.

Определить сокращение длительности оборота и высвобождение оборотных средств в плановом году.

Решение.

1) Норматив оборотных средств в прошедшем году:

Фос1 = Фос2 – 40 млн. руб. = 220 млн. руб. – 40 млн. руб. = 180 млн. руб.

2) Период оборота оборотных средств в прошедшем году:

34,47 дней

3) Объем реализованной продукции в плановом периоде:

Qр2 = 2180 млн. руб. + 300 млн. руб. = 2480 млн. руб.

4) Период оборота оборотных средств в плановом году:

31,94 дней

5) Сокращение длительности оборота оборотных средств в плановом году:

∆Тоб = Тоб2 – Тоб1

∆Тоб = 31,94 дней – 34,47 дней = -2,53 дня

6) Экономия оборотных средств в плановом году:

-17,43 млн. руб.