4. Анализ конкуренции. Оценка степени привлекательности отрасли в перспективе.
При оценке сил конкуренции используется модель М. Портера, по которой конкуренция в любой
отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:
• конкуренция среди существующих в отрасли фирм;
• потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;
• предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;
• поставщики;
• потребители.
Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении соперничающих пр-тий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции явл: цены, качество прод, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, доп услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей хар-ке внутриотраслевого соперничества, определении правил, по кот она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в наст время и в перспективе.
Угроза появления в отрасли новых фирм — следующая сила конкуренции, которая должна быть проанализирована. Серьезные последствия появления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат.
Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отн-ию к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры предст собой препятствия, кот необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необх резервы, и кот обычно не сущ-ют для фирм внутри отрасли. Чем сильнее возд-вие перечисленных факторов, тем более ограниченными становятся возможности каждого пр-я для устан-я высоких цен; и получения прибыли. Сильная конку-я приводит к снижению прибыльности отрасли.
Поэтому главная задача предприятия — выбор стратегии, которая бы обеспечила защиту от действия конкурентных сил и (или) дала возможность использовать их в своих целях. Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке конкурентной стратегии предприятия.
Результаты анализа отрасли и конкуренции в ней в конечном счете позволяют оценить ситуацию в отрасли в целом и выработать суждения о привлекательности или непривлекательности отрасли на данный момент и в п перспективе Для определения привлекательности отрасли могут быть использованы следующие показатели :
- прибыльность отрасли;
- значение продукции для общества;
- потенциал роста отрасли;
- стабильность спроса;
- серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом;
- степень риска и неопределенности, связанных с будущим развитием отрасли;
- характер конкуренции и количество предприятий в отрасли;
- технический уровень производства;
- технологии, используемые, их конкурентоспособность по сравнению с мировым опытом;
- благоприятный или неблагоприятный влияние на данную отрасль основных движущих сил;
- возможность прихода в отрасль (ухода из отрасли) крупных фирм;
- усиление или ослабление сил конкуренции;
- необходимый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках;
- организационно-управленческие особенности преуспевающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация и др.);
- каналы распределения и специфика системы сбыта;
- требования к уровню квалификации и опыта персонала и возможности их достижения;
- экологические ограничения
Задача 12.
В истекшем году в литейном производстве объем реализуемой продукции составил 1880 млн.руб. На следующий год запланировано изготовить товарной продукции на 2180 млн. руб. и снизить на 300 млн.руб. остатки нереализованной продукции на складе. Норматив оборотных средств в плановом году по сравнению с отчетным увеличится на 40 млн. руб. и составит 220 млн. руб.
Определить сокращение длительности оборота и высвобождение оборотных средств в плановом году.
Решение.
1) Норматив оборотных средств в прошедшем году:
Фос1 = Фос2 – 40 млн. руб. = 220 млн. руб. – 40 млн. руб. = 180 млн. руб.
2) Период оборота оборотных средств в прошедшем году:
34,47 дней
3) Объем реализованной продукции в плановом периоде:
Qр2 = 2180 млн. руб. + 300 млн. руб. = 2480 млн. руб.
4) Период оборота оборотных средств в плановом году:
31,94 дней
5) Сокращение длительности оборота оборотных средств в плановом году:
∆Тоб = Тоб2 – Тоб1
∆Тоб = 31,94 дней – 34,47 дней = -2,53 дня
6) Экономия оборотных средств в плановом году:
-17,43 млн. руб.
- Билет 7
- 1. Инновации: понятие и общая характеристика.
- 2. Показатели состояния основных средств, их движения и эффективности использования. Факторы повышения эффективности использования основных средств.
- 1) Экстенсивные 2) интенсивные 3) интегральные.
- 3. Понятие, экономическая сущность, принципы организации поиска и подсчетов действенных резервов, методика определения и обоснования их величины.
- 4. Инновационные стратегии, имитационные стратегии, стратегии международных корпораций
- Билет 8
- 1. Инвестиции в инновации.
- 2. Понятие амортизации основных средств. Методы начисления амортизации.
- 3. Учет процесса реализации.
- 4. Базовые стратегии и нормативные стратегии организации
- Билет 9
- 1. Виды, функции инноваций и их классификация.
- 2. Основные формы обновления основных средств. Источники и формы обновления основных средств.
- 3. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции.
- 4. Классификация стратегий по направлениям развития и их анализ: стратегии роста, стабилизации, стратегии отступления.
- Билет 10
- 1. Субъекты и объекты инновационно-инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс.
- 2. Нематериальные активы: сущность, классификация. Методы стоимостной оценки нематериальных активов.
- 3. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
- 4. Понятие и иерархия стратегий предприятия. Проверка стратегии на эффективность
- Билет 11
- 1. Инновационная деятельность и инновационный процесс. Общее и особенное.
- 2. Сущность оборотного капитала предприятия: понятие, состав и структура.
- 3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4. Swot-анализ. Выбор стратегий для сохранения, защиты или усиления конкурентного преимущества предприятия.
- Билет 12
- 1. Правовое регулирование инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 2. Нормирование оборотных средств предприятия: сущность, назначение.
- 3. Определение резервов снижения себестоимости.
- 4. Анализ конкуренции. Оценка степени привлекательности отрасли в перспективе.
- Билет 13
- 1. Инновационный процесс: понятие и общая характеристика. Стадии инновационного процесса.
- 2. Показатели эффективности использования оборотных средств. Основные направления ее повышения.
- 3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 4. Понятие и этапы эволюции внешней среды. Нестабильность как основная характеристика внешней среды.
- Билет 14
- 1. Инновационные рынки и управление инновационной деятельностью организации.
- 2. Трудовые ресурсы: основные понятия, их классификация. Персонал предприятия и его структура.
- 3. Анализ использования фонда заработной платы.
- 4. Стратегический менеджмент как процесс: основные этапы. Концепция и принципы стратегического менеджмента.
- Билет 15
- 1. Институциональная среда и ее влияние на динамику инновационной деятельности.
- 2. Сущность нормирования труда. Трудовые нормы.
- 3. Анализ производительности труда.
- 4. Эволюция методов и систем управления организацией.
- Билет 16
- 1. Национальная инновационная система Беларуси: состояние, проблемы и перспективы развития.
- 2. Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Взаимосвязь и взаимообусловленность роста оплаты труда и повышения производительности труда.
- 3. Расчет основной и дополнительной заработной платы.
- 4. Сущность и особенности стратегического управления организацией. Сравнительная характеристика стратегического и тактического управления.
- Билет 17
- 1. Правовые основы регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
- 2. Оплата труда на предприятии: экономическая сущность и основные принципы. Характеристика систем оплаты труда. Формы и виды оплаты труда.
- 3. Анализ состава, структуры и динамики активов предприятия.
- 4. Стратегия организации: сущность, виды и подходы к формированию.
- Билет 18
- 1. Венчурная инновационная деятельность.
- 2. Понятие издержек, затрат производства и себестоимости продукции.
- 3. Анализ структуры пассива баланса. Методика их расчета и анализа.
- 4. Корпоративные объединения.
- Билет 19
- 1. Циклы экономической конъюнктуры н.Д.Кондратьева и их влияние на динамику технологического развития.
- 2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- 3. Учет процесса снабжения.
- 4. Объединения, сети, союзы как объекты управления.
- Билет 20
- 1. Управление инновационным проектом в организации.
- Интернет-инкубаторы могут быть след.Типов:
- 2. Сущность смет и калькуляций. Особенности отражения затрат на производство и реализацию продукции в сметах и калькуляциях.
- 3. Учет финансовых результатов и распределения прибыли.
- 4. Понятие интеграции. Интеграция организаций.
- Билет 21
- 1. Технологические уклады: понятие и особенности формирования.
- 2. Сущность прибыли, ее виды и методы расчета. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 3. Анализ как метод познания, его становление и развитие и особая функция управления.
- 4. Характеристика типов структур управления, их достоинства и недостатки.
- Билет 22
- 1. Государственная инновационная политика: понятие, особенности формирования и реализации в разных странах мира.
- 2. Понятие и показатели рентабельности производства и рентабельности продукции. Факторы повышения рентабельности.
- 3. Сущность инвентаризации и ее виды.
- 4. Жизненный цикл организации. Изменение целей организации по стадиям жизненного цикла.
- Билет 23
- 1. Инновационное предпринимательство как особый вид предпринимательской деятельности: понятие и характеристики.
- 2. Понятие и сущность цен. Функции цен. Классификация цен.
- 3. Учет кассовых операций.
- 4. Миссия, видение и цели организации: понятие и взаимосвязь.
- Билет 24
- 1. Инновационная инфраструктура: понятие и характеристики.
- 2. Ценовая политика предприятия Выбор методов ценообразования при определении ценовой политики. Стратегии ценообразования.
- 3. Анализ себестоимости продукции.
- 4. Организация как открытая система: понятие и параметры.
- Билет 25
- 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь: состояние, проблемы формирования и развития.
- 2. Сущность и функции налогов. Классификация налогов.
- 3. Анализ и оценка основных средств.
- 4. Управленческое решение виды и способы его принятия.
- Билет 26
- 1. Актуальные проблемы создания малых инновационных предприятий в стране.
- 2. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость, прибыль и выручку предприятия.
- 3. Учет процесса производства.
- 4. Роль информационного обеспечения при принятии управленческого решения.
- Илет 27
- 1. Инновационное предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, тенденции и перспективы развития.
- 2. Сущность финансов предприятия. Функции финансов. Понятие финансовых ресурсов.
- 3. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и сроки ее предоставления.
- 7. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и сроки ее предоставления.
- 4. Общая характеристика функций и принципов управления.
- Билет 28
- 1. Научно-технологические парки: понятие, структура, функции.
- 2. Оценка финансового состояния предприятия. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия.
- 3. Основные методы анализа: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, пропорциональное деление и долевое участие, интегральный логарифмический и индексный методы.
- 4. Объект и субъект управления. Управляющая и управляемая подсистема.
- Билет 29
- 1. Центры транфера технологий: понятие, основные функции.
- 2. Инвестиционная деятельность предприятия: сущность, особенности, источники самоинвестирования на предприятии.
- 3. Счета и двойная запись.
- 4. Управление. Общие законы и закономерности управления.
- Билет 30
- 1. Источники финансирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 1. Банковский кредит.
- 2. Инновационная деятельность предприятия: сущность, особенность отдельных этапов. Оценка инновационной восприимчивости предприятия.
- 3. Бухгалтерский баланс, его назначение и строение.
- 4. Организация как первичное звено национальной экономики.