logo
GOS (12)

2. Понятие и сущность цен. Функции цен. Классификация цен.

В рыночной экономике состояние ценообразования и динамика цен являются основными индикаторами состояния экономики. Цены становятся важнейшим регулятором эк.развития на всех уровнях управления от гос-ва до пр-я. Являясь количественной эк.категорией, цена формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы,т.е. факторы микроэкономического уровня, формируются на отдельных предприятиях с учетом особенностей его развития.Внешние факторыне зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических пропорций внутри страны и за ее пределами.

Цена – денежное выражение стоимости какого-либо товара, работы или услуги.

Цена –это величина денежных средств, которую согласен уплатить потребитель, руководствуясь степенью полезности товара.

Различают цену спроса и цену предл-я. Цена спроса – цена, кот.готов заплатить покупатель при определенном значении спроса на рынке на определенный товар. Цена предложения – цена, по кот.продавец готов продать товар при соотв-щем предложении товара на рынке.

Функции ценообразования:

1.балансирующая. (формир-е важных пропорций в эк-ке, в 1очередь между спросом и предложением).

2.планово-учетная. Означает, что цены используются как субъектами хозяйствования, так и гос.органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осущ-ется учет потребляемых ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.

3.распределительная или перераспределительная. Сущность состоит в распределении создаваемого нац.дохода и ВВП между предпр-ми, отраслями, регионами путем товарообмена.

4.информационная. Через нее доводится информация до всех участников экономического процесса о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.

Ценообразующие факторы.Внутренние:1.особые средства товаров; 2.способ производства; 3.организационный и технический уровень производства; 4.ориентация на различных покупателей; 5.ЖЦ товара; 6.длит-ть производственного цикла.Внешние:1.политическая и эк. ситуация в стране; 2.обеспеченность основными ресурсами; 3.уровень доходов и сбережения населения; 4.масштабы гос регулирования экономики и цен; 5.общий уровень инфляции; 6.характер спроса; 7.наличие и уровень конкуренции; 8.налоговое законодательство; 9.внешнеэкономическая политика государства.

Виды цен на продукцию предприятия. По способу установленияразличают регулируемые и свободные (договорные) цены.Регулируемые ценыподвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).Свободные (договорные) ценыустанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара.В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйстваразличают:оптово-отпускные цены на промышленную продукцию; закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; сметные цены в строительстве; тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.); непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.

Отпускная цена предприятия-изготовителя— цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи. Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.Наиболее применимым методом расчета первоначальной отпускной цены является затратный метод ценообразования. В основе данного метода лежит расчет себестоимости продукции как основного элемента цены.: Ц = С + П + Н,где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль в расчете на единицу товара; Н — косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.