2. Понятие и сущность цен. Функции цен. Классификация цен.
В рыночной экономике состояние ценообразования и динамика цен являются основными индикаторами состояния экономики. Цены становятся важнейшим регулятором эк.развития на всех уровнях управления от гос-ва до пр-я. Являясь количественной эк.категорией, цена формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы,т.е. факторы микроэкономического уровня, формируются на отдельных предприятиях с учетом особенностей его развития.Внешние факторыне зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических пропорций внутри страны и за ее пределами.
Цена – денежное выражение стоимости какого-либо товара, работы или услуги.
Цена –это величина денежных средств, которую согласен уплатить потребитель, руководствуясь степенью полезности товара.
Различают цену спроса и цену предл-я. Цена спроса – цена, кот.готов заплатить покупатель при определенном значении спроса на рынке на определенный товар. Цена предложения – цена, по кот.продавец готов продать товар при соотв-щем предложении товара на рынке.
Функции ценообразования:
1.балансирующая. (формир-е важных пропорций в эк-ке, в 1очередь между спросом и предложением).
2.планово-учетная. Означает, что цены используются как субъектами хозяйствования, так и гос.органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью осущ-ется учет потребляемых ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех отчетных стоимостных показателей.
3.распределительная или перераспределительная. Сущность состоит в распределении создаваемого нац.дохода и ВВП между предпр-ми, отраслями, регионами путем товарообмена.
4.информационная. Через нее доводится информация до всех участников экономического процесса о конъюнктуре рынка и рыночных ценах.
Ценообразующие факторы.Внутренние:1.особые средства товаров; 2.способ производства; 3.организационный и технический уровень производства; 4.ориентация на различных покупателей; 5.ЖЦ товара; 6.длит-ть производственного цикла.Внешние:1.политическая и эк. ситуация в стране; 2.обеспеченность основными ресурсами; 3.уровень доходов и сбережения населения; 4.масштабы гос регулирования экономики и цен; 5.общий уровень инфляции; 6.характер спроса; 7.наличие и уровень конкуренции; 8.налоговое законодательство; 9.внешнеэкономическая политика государства.
Виды цен на продукцию предприятия. По способу установленияразличают регулируемые и свободные (договорные) цены.Регулируемые ценыподвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).Свободные (договорные) ценыустанавливаются по соглашению сторон — продавцов и покупателей. Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара.В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйстваразличают:оптово-отпускные цены на промышленную продукцию; закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; сметные цены в строительстве; тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.); непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.
Отпускная цена предприятия-изготовителя— цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи. Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.Наиболее применимым методом расчета первоначальной отпускной цены является затратный метод ценообразования. В основе данного метода лежит расчет себестоимости продукции как основного элемента цены.: Ц = С + П + Н,где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль в расчете на единицу товара; Н — косвенные налоги и неналоговые платежи в цене товара.
- Билет 7
- 1. Инновации: понятие и общая характеристика.
- 2. Показатели состояния основных средств, их движения и эффективности использования. Факторы повышения эффективности использования основных средств.
- 1) Экстенсивные 2) интенсивные 3) интегральные.
- 3. Понятие, экономическая сущность, принципы организации поиска и подсчетов действенных резервов, методика определения и обоснования их величины.
- 4. Инновационные стратегии, имитационные стратегии, стратегии международных корпораций
- Билет 8
- 1. Инвестиции в инновации.
- 2. Понятие амортизации основных средств. Методы начисления амортизации.
- 3. Учет процесса реализации.
- 4. Базовые стратегии и нормативные стратегии организации
- Билет 9
- 1. Виды, функции инноваций и их классификация.
- 2. Основные формы обновления основных средств. Источники и формы обновления основных средств.
- 3. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции.
- 4. Классификация стратегий по направлениям развития и их анализ: стратегии роста, стабилизации, стратегии отступления.
- Билет 10
- 1. Субъекты и объекты инновационно-инвестиционной деятельности. Инвестиционный процесс.
- 2. Нематериальные активы: сущность, классификация. Методы стоимостной оценки нематериальных активов.
- 3. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
- 4. Понятие и иерархия стратегий предприятия. Проверка стратегии на эффективность
- Билет 11
- 1. Инновационная деятельность и инновационный процесс. Общее и особенное.
- 2. Сущность оборотного капитала предприятия: понятие, состав и структура.
- 3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4. Swot-анализ. Выбор стратегий для сохранения, защиты или усиления конкурентного преимущества предприятия.
- Билет 12
- 1. Правовое регулирование инновационно-инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 2. Нормирование оборотных средств предприятия: сущность, назначение.
- 3. Определение резервов снижения себестоимости.
- 4. Анализ конкуренции. Оценка степени привлекательности отрасли в перспективе.
- Билет 13
- 1. Инновационный процесс: понятие и общая характеристика. Стадии инновационного процесса.
- 2. Показатели эффективности использования оборотных средств. Основные направления ее повышения.
- 3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 4. Понятие и этапы эволюции внешней среды. Нестабильность как основная характеристика внешней среды.
- Билет 14
- 1. Инновационные рынки и управление инновационной деятельностью организации.
- 2. Трудовые ресурсы: основные понятия, их классификация. Персонал предприятия и его структура.
- 3. Анализ использования фонда заработной платы.
- 4. Стратегический менеджмент как процесс: основные этапы. Концепция и принципы стратегического менеджмента.
- Билет 15
- 1. Институциональная среда и ее влияние на динамику инновационной деятельности.
- 2. Сущность нормирования труда. Трудовые нормы.
- 3. Анализ производительности труда.
- 4. Эволюция методов и систем управления организацией.
- Билет 16
- 1. Национальная инновационная система Беларуси: состояние, проблемы и перспективы развития.
- 2. Основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Взаимосвязь и взаимообусловленность роста оплаты труда и повышения производительности труда.
- 3. Расчет основной и дополнительной заработной платы.
- 4. Сущность и особенности стратегического управления организацией. Сравнительная характеристика стратегического и тактического управления.
- Билет 17
- 1. Правовые основы регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
- 2. Оплата труда на предприятии: экономическая сущность и основные принципы. Характеристика систем оплаты труда. Формы и виды оплаты труда.
- 3. Анализ состава, структуры и динамики активов предприятия.
- 4. Стратегия организации: сущность, виды и подходы к формированию.
- Билет 18
- 1. Венчурная инновационная деятельность.
- 2. Понятие издержек, затрат производства и себестоимости продукции.
- 3. Анализ структуры пассива баланса. Методика их расчета и анализа.
- 4. Корпоративные объединения.
- Билет 19
- 1. Циклы экономической конъюнктуры н.Д.Кондратьева и их влияние на динамику технологического развития.
- 2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- 3. Учет процесса снабжения.
- 4. Объединения, сети, союзы как объекты управления.
- Билет 20
- 1. Управление инновационным проектом в организации.
- Интернет-инкубаторы могут быть след.Типов:
- 2. Сущность смет и калькуляций. Особенности отражения затрат на производство и реализацию продукции в сметах и калькуляциях.
- 3. Учет финансовых результатов и распределения прибыли.
- 4. Понятие интеграции. Интеграция организаций.
- Билет 21
- 1. Технологические уклады: понятие и особенности формирования.
- 2. Сущность прибыли, ее виды и методы расчета. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 3. Анализ как метод познания, его становление и развитие и особая функция управления.
- 4. Характеристика типов структур управления, их достоинства и недостатки.
- Билет 22
- 1. Государственная инновационная политика: понятие, особенности формирования и реализации в разных странах мира.
- 2. Понятие и показатели рентабельности производства и рентабельности продукции. Факторы повышения рентабельности.
- 3. Сущность инвентаризации и ее виды.
- 4. Жизненный цикл организации. Изменение целей организации по стадиям жизненного цикла.
- Билет 23
- 1. Инновационное предпринимательство как особый вид предпринимательской деятельности: понятие и характеристики.
- 2. Понятие и сущность цен. Функции цен. Классификация цен.
- 3. Учет кассовых операций.
- 4. Миссия, видение и цели организации: понятие и взаимосвязь.
- Билет 24
- 1. Инновационная инфраструктура: понятие и характеристики.
- 2. Ценовая политика предприятия Выбор методов ценообразования при определении ценовой политики. Стратегии ценообразования.
- 3. Анализ себестоимости продукции.
- 4. Организация как открытая система: понятие и параметры.
- Билет 25
- 1. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь: состояние, проблемы формирования и развития.
- 2. Сущность и функции налогов. Классификация налогов.
- 3. Анализ и оценка основных средств.
- 4. Управленческое решение виды и способы его принятия.
- Билет 26
- 1. Актуальные проблемы создания малых инновационных предприятий в стране.
- 2. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость, прибыль и выручку предприятия.
- 3. Учет процесса производства.
- 4. Роль информационного обеспечения при принятии управленческого решения.
- Илет 27
- 1. Инновационное предпринимательство в Республике Беларусь: состояние, проблемы, тенденции и перспективы развития.
- 2. Сущность финансов предприятия. Функции финансов. Понятие финансовых ресурсов.
- 3. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и сроки ее предоставления.
- 7. Состав и содержание бухгалтерской отчетности и сроки ее предоставления.
- 4. Общая характеристика функций и принципов управления.
- Билет 28
- 1. Научно-технологические парки: понятие, структура, функции.
- 2. Оценка финансового состояния предприятия. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия.
- 3. Основные методы анализа: цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, пропорциональное деление и долевое участие, интегральный логарифмический и индексный методы.
- 4. Объект и субъект управления. Управляющая и управляемая подсистема.
- Билет 29
- 1. Центры транфера технологий: понятие, основные функции.
- 2. Инвестиционная деятельность предприятия: сущность, особенности, источники самоинвестирования на предприятии.
- 3. Счета и двойная запись.
- 4. Управление. Общие законы и закономерности управления.
- Билет 30
- 1. Источники финансирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 1. Банковский кредит.
- 2. Инновационная деятельность предприятия: сущность, особенность отдельных этапов. Оценка инновационной восприимчивости предприятия.
- 3. Бухгалтерский баланс, его назначение и строение.
- 4. Организация как первичное звено национальной экономики.