logo search
диплом васильева1

2.1 Анализ формирования доходов федерального бюджета 2014-2016 гг.

Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемых за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства.1

Федеральный бюджет Российской Федерации по сути своей является главным финансовым планом государства, утверждается Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) в форме федерального закона.

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают собой денежные отношения, возникающие между государством и физическими и юридическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти.

Доходную часть федерального бюджета составляют следующие федеральные налоги и сборы:

К доходам федерального бюджета также причисляют доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Составление проекта федерального бюджета обязанность Правительства Российской Федерации, непосредственно составлением проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Проект федерального бюджета составляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основе:

Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика и приоритетные направления при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Президент Российской Федерации в обращении к обеим палатам Федерального Собрания отметил цели, которые следует достичь за предстоящий период 2014-2016 гг.:

  1. необходимо обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, гарантировать выполнение социальных обязательств государства;

  2. необходимо существенно оптимизировать структуру бюджета, выявить резервы и перераспределить их в интересах стратегических задач (должна увеличиваться доля тех расходов, которые дают наибольший эффект для экономического роста и социального развития);

  3. оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

  4. развитие программно-целевых методов управления;

  5. принятие решений, обеспечивающих сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

  6. создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

  7. развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности (упростить процедуру уплату налогов и сделать ее более удобной как для физических лиц, так и для предпринимателей)

  8. укрепление системы межбюджетных отношений (необходимо более слаженное взаимодействие бюджетов разных уровней, открытость в межбюджетных отношениях, что позволит различным ведомствам более четко организовать совместную работу по укреплению экономической мощи страны);

  9. повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Президент Российской Федерации в бюджетном послании отметил необходимость в скорейший срок завершить разработку Бюджетной стратегии на период до 2030 года.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и одобряется Правительством российской Федерации, на период не менее трех лет.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы производится на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития, в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в законодательный орган.

В основе разработки проекта федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов лежат достигнутые в последние годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня сбалансированности бюджета и сокращение дефицита.

Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы, представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные показатели, использованные для прогноза доходов федерального бюджета

Показатель

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

отчет

прогноз

изменение

прогноз

изменение

прогноз

изменение

Объем ВВП

млрд. рублей

66 515

73 921

7406

81 940

8019

91 205

9265

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

32,4

32,1

- 0,3

33,7

1,6

34,9

1,2

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./ барр.

97,0

101,0

4,0

100,0

- 1,0

100,0

-

Продолжение таблицы 2.2.

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ)

долл./ тыс.

куб. м

322,6

340,1

17,5

326,8

- 13,3

311,1

-15,7

Цена на газ (ДЗ)

долл./ тыс.

куб. м

351,6

377,3

25,7

354,4

- 22,9

328,9

- 25,5

Объем импорта, всего

млрд. долл.

356,5

351,4

- 5,1

367,2

15,8

385,1

17,9

Объем импорта, всего

млрд. долл.

337,4

330,7

-6,7

345,7

15,0

362,6

16,9

Объем экспорта, всего

млрд. долл.

494,1

498,3

4,2

504,5

6,2

517,4

12,9

Объемы экспорта:

Нефти

млн. тонн

237,6

233,6

- 4,0

235,6

2,0

240,6

5,0

Газа

млрд. куб. м

204,4

185,7

- 18,7

186,5

0,8

189,0

2,5

Нефтепродуктов

млн. тонн

134,4

138,1

3,7

133,3

-4,8

128,2

-5,1

Налогооблагаемые объемы экспорта:

Нефти

млн. тонн

200,1

197,2

-2,9

197,2

-

200,1

2,9

Газа

млрд. куб. м

120,6

109,9

-10,7

110,7

-0,8

112,7

2,0

Нефтепродуктов

млн. тонн

126,1

125,8

-0,3

121,0

-4,8

115,9

-5,1

Налогооблагаемые объемы добычи:

Нефти

млн. тонн

450,3

445,2

-5,3

445,0

-0,2

432,2

-128

Газа

млрд. куб. м

609,8

591,7

-18,1

600,8

9,1

604,2

3,4

Газового конденсата

млн. тонн

18,5

19,2

0,7

19,1

-0,1

18,7

-0,4

Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с изменением законодательства Российской Федерации (млрд. рублей)

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

Изменение законодательства - всего

142,8

197,3

389,8

%% к ВВП

0,2

0,2

0,4

  1. индексация специфических ставок акцизов:

4,8

11,8

154,9

на табачную продукцию (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 1 200 руб. за 1 тыс. штук)

-

-

105,2

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2016 г. ставки в размере 660 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)

-

-

6,2

на нефтепродукты (установление ставок на автомобильный бензин 4 и 5 классов с 1 января 2014 г. в размере 9 916 и 6 450 руб. за 1 тонну, с 1 января 2015 г. – 10 858 и 7 750 руб. за 1 тонну; установление ставок с 1 января 2016 г. на автомобильный бензин 5 класса в размере 9 500 руб. за 1 тонну, на дизельное топливо 5 класса – 5 970 руб. за 1 тонну, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 9 577 руб. за 1 тонну, на прямогонный бензин – 14 665 руб. за 1 тонну)

4,8

11,8

38,0

на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья

-

-

1,1

на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации

-

-

4,4

  1. увеличение средневзвешенных ставок импортного тарифа (в 2014 году с 6,57% до 7,54%, в 2015 году с 5,94% до 7,07%, в 2016 году с 5,94% до 6,61% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг.)

87,3

110,1

71,3

  1. увеличение доходов федерального бюджета в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, исходя из 25% чистой прибыли акционерных обществ, определенной по МСФО

30,0

53,0

53,0

  1. индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами в 2014 году в 2,5 раза, в 2015 году на 5%

20,7

22,4

24,4

Продолжение таблицы 2.3

  1. увеличение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть в связи с необходимостью урегулирования вопроса с беспошлинными поставками российской нефти и российских нефтепродуктов государствам Таможенного союза

-

-

91,1

  1. снижение норматива зачисления в федеральный бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году с 20% до 5%

-

-

-4,9

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2014 году на 142,8 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2015 году – на 197,3 млрд. рублей (0,2% ВВП), в 2016 году – на 389,8 млрд. рублей (0,4% ВВП).

В таблице 2.3 представлен прогноз по основным доходам федерального бюджета на 2014 – 2016 годы.

Таблица 2.3 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

факт

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

12 865,9

19,3

13 485,5

18,2

14 767,5

18,0

15 908,1

17,4

в том числе:

Нефтегазовые доходы

5 925,5

8,9

5 944,5

8,0

6 404,9

7,8

6 586,7

7,2

в том числе:

НДПИ

2 339,9

3,5

2 437,9

3,3

2 548,7

3,1

2 605,5

2,9

Таможенные пошлины

3 585,6

5,4

3 506,6

4,7

3 856,2

4,7

3 981,2

4,3

Ненефтегазовые доходы

6 940,4

10,4

7 541,0

10,2

8 362,6

10,2

9 321,4

10,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций

445,4

0,7

440,7

0,6

477,9

0,6

536,6

0,6

НДС

4 098,8

6,2

4 445,7

6,0

5 042,5

6,2

5 743,5

6,3

Акцизы

573,8

0,9

727,5

1,0

857,4

1,0

1 032,6

1,1

НДПИ

(без нефтегазовых доходов)

18,4

0,0

20,8

0,0

22,5

0,0

23,8

0,0

Таможенные пошлины

(без нефтегазовых доходов)

701,0

1,0

704,8

0,9

718,9

0,9

721,4

0,8

Прочие ненефтегазовые доходы

1 103,0

1,6

1 201,5

1,7

1 243,4

1,5

1 263,5

1,4

На основании таблицы 2.3 составлено графическое изображение динамики структуры доходов – рис. 1.

Рис. 1. - Динамика структуры доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд руб.)

Таким образом, на рис. 1 очевидно увеличение как нефтегазовых, так и не нефтегазовых доходов за период с 2013 по 2016 гг.

На рис. 2 представлено изображение структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.

Рис. 2. – Динамика структуры нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.(млрд. руб.)

Понижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентном соотношении к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году выражено уменьшением экспортных цен на природный газ, объема добычи нефти и горючего природного газа, объема экспорта природного газа и товаров, сформированных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю и объемов экспорта нефти.

На рис 3. Представлено графическое изображение динамики структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг.

Рис. 3. – Динамика структуры не нефтегазовых доходов за 2013 – 2016 гг. (млрд. руб.)

Снижение не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2014 – 2016 годах по отношению к 2013 году в основном связано с прогнозируемым снижением налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и ввозных таможенных пошлин в связи с более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста объемов импорта и курса доллара США по отношению к рублю, а также уменьшением средневзвешенных ставок импортного тарифа.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере: 2014 г. – 13 570 млрд. рублей, что составит 18,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 615 млрд. рублей; 2015 г. – 14 564 млрд. рублей, что составит 19,8% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 384 млрд. рублей; 2016 г. – 15 905 млрд. рублей, что составит 21,6% ВВП, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 млрд. рублей.

Доходная часть федерального бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 гг. сформирован в условиях сокращения ранее прогнозируемых доходов. В прошлые периоды, необоснованные точными расчетами, сумма доходов федерального бюджета представляла собой меньше, чем было написано в проекте федерального бюджета на отчетный и плановый период. Вследствие чего снижается открытость бюджета и не поступление доходов в полном объеме отражается в том, что расходная часть федерального бюджета не может быть полностью исполнена.