2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета 2014-2016 гг.
Расходы бюджета, являются важной составной частью государственных расходов в целом, выражают собой экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Формирование расходов федерального бюджета Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти.
В проекте федерального бюджета в полном объеме обеспечивается реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, за счет использования дополнительных бюджетных ассигнований на:
повышение оплаты труда в сфере образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и науки, с учетом финансовой помощи субъектам Российской Федерации;
повышение размера стипендий студентов;
увеличение объема финансирования государственных научных фондов;
создание специальных рабочих мест для инвалидов;
внесение имущественного взноса в Фонд ЖКХ, включающее в себя средства на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов;
ускорение социально-экономического развития отдельных регионов Российской Федерации;
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в части социальной помощи многодетным семьям;
ежегодное увеличение пенсий;
увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными, представленными в таблице 2.4. При этом показатели динамики объема и структуры расходов федерального бюджета необходимо рассматривать в рамках общих расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В таблице 2.4. приведены данные по динамике расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов.
Таблица 2.4. - Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | |||||
Млрд. руб. | Млрд. руб. | Изменение, +/- | Млрд. руб. | Изменение, +/- | Млрд. руб. | Изменение, +/- | |||
Всего | 13387,3 | 13847,0 | 459,7 | 15235,7 | 1388,7 | 16451,8 | 1216,1 | ||
Общегосударственные вопросы | 920,8 | 973,7 | 52,9 | 1006,8 | 33,1 | 1023,3 | 16,5 | ||
Национальная оборона | 2098,4 | 2527,0 | 428,6 | 3114,6 | 587,6 | 3445,7 | 331,1 | ||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2048,2 | 2101,4 | 53,2 | 2197,0 | 95,6 | 2178,7 | - 18,3 | ||
Национальная экономика | 1798,8 | 1877,5 | 78,7 | 1936,0 | 58,5 | 2053,0 | 117,0 | ||
ЖКХ | 154,3 | 145,0 | - 9,3 | 109,0 | - 36 | 63,0 | - 46 | ||
Охрана окружающей среды | 24,5 | 30,5 | 6,0 | 31,0 | 0,5 | 32,1 | 1,1 | ||
Образование | 681,5 | 594,2 | - 87,3 | 629,7 | 35,5 | 653,2 | 23,5 | ||
Культура, кинематография | 98,7 | 91,4 | - 7,3 | 96,7 | 5,3 | 99,8 | 3,1 | ||
Здравоохранение | 515,0 | 417,4 | - 97,6 | 336,9 | - 80,5 | 344,5 | 7,6 | ||
Социальная политика | 3 864,4 | 3 810,2 | - 54,2 | 4 037,1 | 226,9 | 4 249,3 | 212,2 | ||
Физическая культура и спорт | 62,0 | 79,8 | 17,8 | 102,9 | 23,1 | 101,2 | - 1,7 | ||
Средства массовой информации | 75,3 | 65,9 | - 9,4 | 54,6 | - 11,3 | 49,9 | - 4,7 | ||
Обслуживание государственного и муниципального долга | 408,4 | 469,5 | 61,1 | 508,0 | 38,5 | 568,8 | 60,8 | ||
Межбюджетные трансферты общего характера | 637,0 | 663,6 | 26,6 | 694,7 | 31.1 | 766,6 | 71,9 | ||
Условно утвержденные | - | - | - | 380,9 | - | 822,6 | 441,7 |
На основании данных таблицы 2.4. составлено графическое изображение динамики расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов – рис. 4.
Рис. 4. - Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов (млрд. руб.)
Увеличение доли расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2014- 2015 годах обусловлен вытекающими факторами:
1) индексацией оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих;
2) повышением расходов, определенных ростом в течение 5 лет численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тысяч единиц каждый год с учетом имеющейся практики поэтапного в течение всего года поступлении военнослужащих на военную службу по контракту.
Понижающий тренд динамики расходов федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» сложился за счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 36,4 млрд. рублей в 2015 году относительно 2014 года и на 20,9 млрд. рублей в 2016 году относительно 2015 года.
Необходимо учитывать, что доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет менее 10% в общем объеме бюджетных расходов федерального бюджета. Стоит выделить две целые программы из раздела жилищно-коммунальное хозяйство - это "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы" и «Обеспечение жильём молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
Основным фактором, оказавшим воздействие на уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу «Образование», является завершение ряда проектов, в том числе уменьшение расходов федерального бюджета, предоставляемых в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что расходы федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) в основном относятся к сфере высшего образования и составляют менее 20% от общего объема расходов бюджетной системы на образование.
Основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение государственных расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным усилением акцента на системе обязательного медицинского страхования. Положительная динамика по данному разделу обеспечивается:
- наполнением системы обязательного медицинского страхования за счет увеличения размеров взносов на обязательное медицинское страхование;
- внедрением единого порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования;
- наполнением базовой программы обязательного медицинского страхования по видам медицинской помощи и по экономическому содержанию.
Рост в течение 2014-2016 годов общего объема расходов на здравоохранение за счет всех источников финансового обеспечения позволит решить задачи государственной политики в сфере здравоохранения, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
- Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
- Глава 1 финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства
- Глава 2 анализ формирования федерального бюджета на 2014 – 2016 год
- Глава 3 совершенствование механизма формирования федерального бюджета российской федерации в современных условиях
- Глава 1. Финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства
- 1.1. Теоретические основы формирования федерального бюджета
- 1.2 Мировой опыт формирования федерального бюджета
- 1.3 Особенности формирования федерального бюджета
- Глава 2 анализ формирования федрального бюджета на 2014 – 2016 год
- 2.1 Анализ формирования доходов федерального бюджета 2014-2016 гг.
- 2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета 2014-2016 гг.
- 2.3 Мониторинг проблем формирования федерального бюджета
- Глава 3 совершенствование механизма формирования федерального бюджета российской федерации в современных условиях
- 3.1 Пути повышения эффективности формирования доходов федерального бюджета
- 3.2 Пути повышения эффективности планирования расходов федерального бюджета
- 3.3 Совершенствование механизма формирования федерального бюджета в условиях макроэкономической нестабильности