logo
диплом васильева1

1.1. Теоретические основы формирования федерального бюджета

Центральное место в системе финансов занимает бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год и планируемый период. Бюджет согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет следующее определение – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Также необходимо дать определения следующим понятиям:

консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;1

бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 2

Роль федерального бюджета выражается в том, что он является центральным звеном бюджетной системы, главной финансовой базой функционирования в системе государственных финансов.

Главными функциями федерального бюджета являются:

Роль федерального бюджета заключается в перераспределении около 30% ВВП и большей части национального дохода. Бюджет широко используется для территориального и межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов (субсидии, предоставление государственных кредитов и гарантий, инвестиции), государство использует федеральный бюджет исходя из учета требований наиболее целесообразного размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории страны.

Федеральный бюджет по сути своей является главным финансовым планом государства, регулирующим общую сумму доходов и расходов, направляемых на решение первоочередных задач, в обозначенные сроки.

Федеральный бюджет преобладает в общей системе финансовых планов, так как отражает долю финансовых ресурсов всех элементов и звеньев хозяйства, упорядочивающий на определенный период их финансовые взаимоотношения с государством.

В процессе составления проекта федерального бюджета он олицетворяется в централизованный фонд денежных средств государства, состоящий из денежных ресурсов предприятий, организаций и населения в виде налоговых платежей, собор и прочих поступлений на общегосударственные нужды. Эти поступления образуют доходы бюджета, которые в последующем направляются на финансирование намеченных государством целей.

Исходя из этого можно сделать вывод, что федеральный бюджет представляет собой публичные экономические отношения, служащие промежуточным звеном для процесса аккумулирования, распределения и эффективного применения централизованного фонда денежных средств определенного государственного, территориального или муниципального образования, находящееся в ведении органов власти, назначенных для финансирования поставленных целей и являющегося главным финансовым проектом страны, утверждаемым Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом Российской Федерации.

При составлении проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации придерживается следующих концепций:

  1. концепция ежегодного балансирования бюджета (ежегодно равенство доходов и расходов; ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, поскольку любое сознательное воздействие Правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)1

  2. концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. При этом в периоды экономического подъема, когда растут доходы государства, за счет бюджетного профицита формируется бюджетный резерв. В периоды экономического спада расширяются государственные расходы, и может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)2

  3. концепция функциональных финансов (главная цель финансов государства – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать экономический рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)3

В федеральном бюджете Российской Федерации доминирует концепция балансирования в ходе экономического цикла – на федеральном уровне.

Согласно статье 153 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджет утверждается надлежащим законодательным органом в форме закона на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или иного правового акта на муниципальном уровне.

В странах с романо-германской правовой системой (Италия, Испания, Российская Федерация, Турция, Франция, Япония) бюджет утверждается в форме единого закона, а в государствах с англосаксонской системой права (Австралия, Англия, Индия, Канада, США) принимаются отдельные акты по доходной и расходной частям бюджета.

Федеральный бюджет как правовая категория располагает следующими признаками:

во-первых, это общегосударственный фонд денежных средств, организовываемый для компенсирования государственных расходов;

во-вторых, это главный финансовый план государства с указанием его доходов и расходов;

в-третьих, это главный финансовый план государства, потому что наравне с ним функционируют и финансовые планы предприятий, учреждений, организаций.

Рассматривая содержание федерального бюджета, следует отметить сложную организационную структуру и непрерывность денежных потоков, вследствие чего наблюдается модифицируемый объем распределяемых денежных средств, виды доходов и расходов.

Определенный размер бюджетного фонда, отображающий уровень централизации финансовых ресурсов находящихся в ведении государства, зависит от ниже перечисленных условий:

  1. уровня развития экономики;

  2. различных методов хозяйствования в учреждениях, организациях, на предприятиях;

  3. ряда решаемых обществом поставленных перед государством проблем и задач.

Именно материальный аспект бюджета отображается в официальных документарных источниках, определяющих финансирование того или иного мероприятия, государственного органа, зачисление суммы на счет главного распорядителя, получателя бюджетных средств, выдачу бюджетных субсидий и т. п.

Федеральный бюджет следует рассматривать с трех точек: экономической, правовой и материальной.

С экономической точки зрения федеральный бюджет является совокупностью денежных отношений, формирующихся на уровне субъекта Российской Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях накапливания, распределения и применения централизованного в масштабах всей Российской Федерации фонда, предназначенного для финансирования общегосударственных функций и задач.

В процессе функционирования бюджетные отношения федерального уровня получают денежное воплощение, то есть они материализуются.

С юридической точки зрения бюджет представляет собой правовой акт, то есть на федеральном уровне он является главным финансовым планом по распределению и применению денежного фонда всего государства, утверждаемый в форме федерального закона и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

С материальной точки зрения федеральный бюджет является сконцентрированным в границах всего государства централизованный денежным фондом, находящимся в распоряжении соответственных федеральных органов власти и применяемый для решения задач общего государственного значения.

Бюджетная система Российской Федерации – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права.

Она состоит из бюджетов трех уровней

Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень – местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, представляющий собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В частности, консолидированный бюджет РФ включает в свой состав федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов Российской Федерации. Особенностью консолидированного бюджета является то, что он не рассматривается и не утверждается законодательными органами власти. Консолидированный бюджет по сути своей является сводом статистических бюджетных показателей, характеризующих объединенные в единую группу данные по доходам и расходам, источникам поступления денежных средств и направлениями их использования по территории РФ, а также субъектов РФ.

Программный бюджет характеризуется тем, что все или почти все расходы включены в состав какой-либо программы и каждая программа увязана с тем или иным стратегическим итогом деятельности различных ведомств. Главная цель программного бюджета – увязка расходов с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих мандатов.

В 2011 году началась работа Правительства РФ по плану перехода к программному бюджету. В 2013 году процесс перехода к программному бюджету был завершен. В связи с этим проект федерального бюджета на 2014-2016 гг. был сформирован по программно-целевому принципу. Переход к построению федерального бюджета на основе госпрограмм с четкими показателями результативности и возможностями для общественного мониторинга их исполнения явился важнейшей системной задачей при повышении эффективности бюджетных расходов.

Отличительной характеристикой электронного бюджета является то, что — это новый уровень интеграции и централизации всех информационных потоков для формирования полного цикла финансового менеджмента в сфере общественных финансов. Причем сфера интересов электронного бюджета затрагивает все органы исполнительной власти, а не только финансовые.

Главная цель электронного бюджета исключить бумажный документооборот, заменив его формированием единых открытых учетных реестров и классификаторов на базе публичных порталов электронного бюджета. Это делается для облегчения работы различных ведомственных организаций, так как различные варианты многочисленных сверок финансовых показателей противоречат принципу однократного ввода информации и должны быть замещены интегрированной информационной системой.

При создании проекта электронного бюджета разработчики столкнулись с проблемой составления полноценной нормативной базы для организации взаимодействия между различными ведомствами и учреждения.

Второй проблемой явилось информационное несоответствие технической оснащенности различных ведомств. Полноценное взаимодействие невозможно, если организации не будут информационно-технически не совместимы. Данное условие является необходимым, так как в единой системе будет объединены данные о следующих процессах:

Партисипативный бюджет – местный бюджет, разработанный и утвержденный с участием общественности – это финансовый план совместного управления, осуществляемого гражданами и местными органами власти.

Партисипативный бюджет предоставляет жителям города возможность вносить свой вклад в рассмотрение и принятие финансовых решений по приоритетным вопросам. В соответствии с законодательством, решение о принятии местного бюджета - прерогатива городского совета, однако он может и должен принимать во внимание рекомендации, поступающие от граждан.

Федеральный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Умело используя средства бюджетного фонда, государство может влиять на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса, повышение жизненного уровня населения страны. Федеральный бюджет является основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, что делает его одним из основных инструментов проведения экономической и социальной политики, преодоления экономического кризиса.

Основная роль федерального бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий и населения в централизованном государственном фоне для финансирования общегосударственных нужд, развития экономик, социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.