logo
диплом васильева1

3.2 Пути повышения эффективности планирования расходов федерального бюджета

В 2013 году Правительством Российской Федерации предложены коррективы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие включение долгосрочных бюджетных стратегий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в состав документов бюджетного планирования.

Наряду с прогнозом основных параметров бюджетной системы и оценкой бюджетных рисков, в Бюджетной стратегии Российской Федерации будут учтены «потолки» расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации на период до 2020 года.

Это создаст возможности для использования государственных программ в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования, что, в свою очередь, является основным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов.

Именно в рамках государственных программ должны быть интегрированы все инструменты реализации государственной политики, обеспечивающие достижение поставленных целей – нормативно-правовое регулирование, контрольные полномочия, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, использование государственного имущества, взаимодействие с субъектами Российской Федерации.

В соответствии с принятыми в 2013 году поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации, проект федерального бюджета на 2014–2016 годы будет сформирован не только в функциональной, но и в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012 – 2013 годах 40 государственных программах, сгруппированных по 5 направлениям (таблица 3.1).

Таблица. 3.1 - «Программная» структура расходов федерального бюджета в 2013 – 2016 годах

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Расходы федерального бюджета, всего

13 387,3

13 847,0

14 854,8

15 629,2

из них:

Расходы на реализацию государственных

программ РФ, всего

7 821,0

8 029,3

8 277,6

8 611,6

в том числе по направлениям

I Новое качество жизни

(12 программ)

3 380,5

3 399,8

3 395,0

3 458,7

II Инновационное развитие и модернизация

экономики (17 программ), без закрытой части

2 063,4

2 137,2

2 260,1

2 415,5

III Обеспечение национальной безопасности

(1 программа),

без закрытой части

9,0

6,5

5,0

2,5

IV Сбалансированное региональное развитие

(5 программ)

677,1

677,9

697,3

766,6

V Эффективное государство

(5 программ)

1 066,6

1 151,5

1 236,5

1 281,5

Расходы на реализацию государственных программ РФ

(закрытая часть)

624,4

656,4

683,7

686,8

Расходы на непрограммную деятельность

5 566,3

5 817,7

6 577,2

7 017,6

в том числе:

Финансовое обеспечение развития

пенсионной системы

2 775,6

2 611,7

2 785,1

2 936,3

Финансовое обеспечение национальной

обороны

1 912,2

2 294,7

2 840,7

3 112,6

Прочие непрограммные расходы

878,5

911,4

951,4

968,7

После утверждения в 2013 году государственной программы «Развитие пенсионной системы Российской Федерации» и в 2015 году государственной программы «Обеспечение обороноспособности страны», доля «программных», то есть непосредственно увязанных с целями и результатами государственной политики расходов федерального бюджета, превысит 90% расходов федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы реализован ряд мер по оптимизации сложившейся структуры бюджетных расходов .

Наиболее значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страхователями (работодателями) в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, уплаты работодателями страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2% или 6% исходя из выбора застрахованным лицом 1967 г.р. и моложе варианта своего пенсионного обеспечения, полноценного учета переходящих остатков неиспользованных средств, реализации ранее определенных правил для формирования и использования накопительной части страховых взносов.

Таким образом, в 2014 – 2016 годах предусматриваются дополнительные (по сравнению бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств) бюджетные ассигнования на:

  1. совершенствование оплаты труда работников федеральных учреждений

  2. здравоохранения, образования, культуры, науки и социального обслуживания (всего дополнительные ассигнования определены в объеме 80,2 млрд. рублей в 2014 году, 126,5 млрд. рублей в 2015 году, 181,2 млрд. рублей в 2016 году);

  3. ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции: 23,1 млрд. рублей в 2014 году, 40,5 млрд. рублей в 2015 году и 57,9 млрд. рублей в 2016 году;

  4. выплату ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка (всего, с учетом дополнительных бюджетных ассигнований: 17,1 млрд. рублей в 2014 году, 26,9 млрд. рублей в 2015 году, 30,2 млрд. рублей в 2016 году);

  5. увеличение объемов финансирования государственных научных фондов (всего, с учётом дополнительных ассигнований: в 2014 году – 15,0 млрд. рублей, в 2015 году – 17,0 млрд. рублей, в 2016 году – 21,0 млрд. рублей);

  6. увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (0,1 млрд. рублей в 2014 году, 3,5 млрд. рублей в 2015, 37,7 млрд. рублей в 2016 году);

  7. совершенствование системы оплаты труда и государственных гарантий федеральных государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности (53,4 млрд. рублей в 2014 году, 60,1 млрд. рублей в 2015 году, 69,1 млрд. рублей в 2016 году).

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков разбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014-2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год.

Предусматриваются дополнительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014 – 2016 годах в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в 2014 – 2015 годах в объеме по 100,0 млрд. рублей ежегодно, в 2016 году – 150,0 млрд. рублей.

Как отмечено в Бюджетном послании, одним из условий повышения эффективности бюджетных расходов является открытость (прозрачность) бюджетов и бюджетного процесса.

Проект федерального бюджета на 2014–2016 годы впервые формируется, а начиная с 2014 года - будет исполняться с использованием элементов интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», завершение создания которой планируется к 2016 году.

В 2013 году введен в опытную эксплуатацию единый портал бюджетной системы, совместно с экспертным сообществом будет проведено обсуждение проекта «Бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для граждан».

В 2014-2015 годах будут внедрены стандарты международной финансовой отчетности сектора государственного управления.

Таким образом, проект федерального бюджета на 2014 – 2016 годы и разрабатываемые при его формировании меры обеспечивают реализацию поставленных в Бюджетном послании задач.

Из-за нестабильности с формированием доходов федерального бюджета остро напомнила о себе необходимость повышения эффективности планирования расходов федерального бюджета является одной из приоритетных задач современной бюджетной политики. Государство несет ответственность за принятые на себя расходные обязательства и должно повышать уровень прозрачности бюджета и бюджетного процесса для граждан. Единая интегрированная информационная система «Электронный бюджет» позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств