1.2 Мировой опыт формирования федерального бюджета
Бюджет является необходимым условием функционирования любого государства, которому необходимы финансовые средства для выполнения своих функций, обеспечения своих обязательств. В докапиталистических формациях доходы государства носили преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей и нужд удовлетворялась за счет различного рода повинностей и податей от натуральных сборов (в России к таким поступлениям относились барщина и оброк). Для обоснования потребностей в средствах, их определенном направлении составлялись отдельные сметы доходов и затрат. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и затрат была осуществлена в Англии в конце XVII в и в последствии получила название бюджет.
В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на определенный период, как правило, на год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом положении государства, состоянии его финансовых ресурсов, а также платежеспособности.
Во многих зарубежных странах, таких как Англия и Франция первые бюджеты являлись государственной тайной и были строго засекречены, следует отметить, что в нашей стране государственный бюджет также был засекречен.
На момент появления бюджет не имел четкой разграниченности направлений финансирования, а представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он через систему доходов (налоги), объем, и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта.
Зарубежный опыт свидетельствует, что с изменением экономической ситуации, должна изменяться и роль государства в рыночном механизме хозяйствования, следовательно – и направления целенаправленного использования государством рыночных рычагов, в том числе налоговой и бюджетной систем как инструментов рыночного хозяйствования.
Разумеется, что научно аргументированная налогово-бюджетная система, отражающая организованные в данной сфере, как всеобщие закономерности, так и характерные черты конкретной страны, выражает положительное влияние на формирование экономики, расширяет сферу деловой активности населения.
Распределение налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными государственными структурами проявляется в налоговом федерализме, от организации которого во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня, в том числе и регионального.1
В государствах с федеративным устройством бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Так, например, бюджетная система США, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тысяч бюджетов местных административных подразделений. В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин. В Канаде – из федерального бюджета, бюджетов девяти провинций и бюджетов местных органов власти. Стоит отметить схожую систему и в Российской Федерации, она также подразумевает наличие федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации (83 субъекта) и местные бюджеты.
По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных условиях наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании политики, решении первостепенных государственных задач значительно уменьшается. При федеративном бюджетном устройстве, как и при унитарном, каждое отдельное звено функционирует самостоятельно. Ведущая роль принадлежит федерального бюджету, являющимся финансовой основой центрального правительства.
Федеральный бюджет современных зарубежных стран выполняет следующие основные функции:
перераспределение национального дохода;
регулирование и стимулирование экономики государством;
финансовое обеспечение социальной политики;
контроль государства за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Во второй половине XX в. в зарубежных странах происходило огосударствление крупной доли национального дохода. В настоящее время через звенья финансовых систем перераспределяется до 60% национального дохода, в то время как через федеральный бюджет до 40%.
Расходы федерального бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяется по следующим направлениям:
военное направление;
средства для регулирования экономики государства;
социальное направление;
содержание государственного аппарата управления;
средства, направленные на предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.
Несмотря на спокойный политический климат, на сегодняшний день военные расходы остаются одними из главных в федеральных бюджетах зарубежных стран. В тоже время, в федеральном бюджете Российской Федерации, следуя указаниям из бюджетного послания Президента Российской Федерации на период 2014-2016гг., финансирование целевых программ по военному направлению, подверглось значительному снижению.
Федеральный бюджет США – бюджет Правительства США, представляющий собой план доходов и расходов на соответствующий отчетный период - с 1 октября по 31 сентября следующего года. Федеральный бюджет составляется на основе президентского бюджетного плана, отражающего приоритеты социально-экономического и политического развития страны.
Одно из отличий США от других федеративных государств, в том, что проблемы уравнивания территориального перераспределения бюджетных средств разрешаются посредством отчетливого разделения бюджетно-налоговых полномочий федерального правительства, властей штатов, местных органов.
Федеральный бюджет США преимущественно пополняется за счет прямых налогов, поступления от которых существенно превосходят поступления от косвенных налогов.
Главный источник федеральных доходов – это подоходный налог, на который доводится 50 % бюджетных поступлений, и отчисления от зарплаты в фонд социального страхования. Бюджеты штатов по большей части пополняются за счет акцизов и налога с продаж (36%), а также налога на социальное страхование (27%)..1
При этом необходимо иметь в виду, что федеральное правительство распределяет установленную часть федерального дохода между штатами на основании специальных государственных целевых программ. Схожее распределение есть и в Российской Федерации, так при работе с целевой программой, направленной на улучшение жилищных условий населения в разных регионах страны выделялись различный объем бюджетных средств.
Финансовая система Германии включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные фонды, внебюджетные фонды, финансы федеральной почты (Буденспост) и федеральной железной дороги (Буденсбан), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду.
В федеральный бюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения. Составление, утверждение и последующее исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета.
Формирование доходов федерального бюджета Германии определяет целую систему финансовых каналов, по которым в казну стекаются средства от физических лиц. Особую роль здесь играет налоговая политика, налоговые поступления составляют до 70% всех доходов федерального бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов: налог на доходы физических лиц, корпоративный налог с фактической прибыли, промысловый налог. Если сравнивать с Российской Федерацией, то мы видим очень больные сходства, так как большей частью доходов федерального бюджета являются налоговые поступления.
Во Франции бюджет представляет собой комплект счетов, отражающих все постоянные ресурсы и затраты государства в течении финансового года. Финансовая система Франции, как и России, отличается высокой степенью централизации. Федеральный бюджет через федеральное казначейство аккумулирует около 80% всех доходов и расходов.
Федеральный бюджет делится на 2 раздела: 90% из которых – это операции безвозвратного характера, такие как текущие, гражданские, военные и прочие обязательные расходы, оставшиеся 10% - это операции временного характера, такие как кредиты и займы.
Формирование бюджета Российской Федерации в современных условиях имеет параллели с упомянутыми странами, о чем сделаны выводы выше, однако в связи с многочисленностью субъектов и уникальностью каждого из них, наше государство обладает самобытностью и относится к асимметричным федерациям1. Данное устройство не противоречит принципам феодализма. Асимметричность в данном случае вызвано необходимостью сбалансированности интересов субъектов с целью сохранения единства федеративного государства.
На сегодняшний день макроэкономическая нестабильность охватила почти все страны мира. В основном она проявляется в двух факторах: инфляция и безработица. Если рассмотреть экономическое состояние США, то можно сделать вывод, что данная страна находится в кризисе, с каждым годом темп инфляции все выше и выше, а рабочие места сокращают. В тоже время, если рассматривать Россию и некоторые страны Евросоюза можно заметить то, что началом макроэкономической нестабильности явился упадок производства.
- Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
- Глава 1 финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства
- Глава 2 анализ формирования федерального бюджета на 2014 – 2016 год
- Глава 3 совершенствование механизма формирования федерального бюджета российской федерации в современных условиях
- Глава 1. Финансово-экономические основы формирования федерального бюджета государства
- 1.1. Теоретические основы формирования федерального бюджета
- 1.2 Мировой опыт формирования федерального бюджета
- 1.3 Особенности формирования федерального бюджета
- Глава 2 анализ формирования федрального бюджета на 2014 – 2016 год
- 2.1 Анализ формирования доходов федерального бюджета 2014-2016 гг.
- 2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета 2014-2016 гг.
- 2.3 Мониторинг проблем формирования федерального бюджета
- Глава 3 совершенствование механизма формирования федерального бюджета российской федерации в современных условиях
- 3.1 Пути повышения эффективности формирования доходов федерального бюджета
- 3.2 Пути повышения эффективности планирования расходов федерального бюджета
- 3.3 Совершенствование механизма формирования федерального бюджета в условиях макроэкономической нестабильности