Социальные фонды предприятия
Функции: Стимулирование роста производительности труда Трудовая мотивация повышения эффективности производства
Образующие факторы: Размеры прибыли Пропорции распределения прибыли Привлечение дополнительных источников финансирования
Влияющие факторы: Ставки налогов Налоговые льготы Социальные программы предприятий
В мировой экономической теории и практике существуют две концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм, обусловленные различными ценностными подходами к общественной значимости фирм (рис. 44.2).
Рис. 44.2
Концепции социальной роли бизнеса и социальной
ответственности фирм
Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм
Реализация фирмой исключительно экономических целей и сведение социальной ответственностиработодателя к максимизации оплаты труда работников
Работодатель несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом, добивается динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации
1. Согласно одной из этих концепций, фирма реализует только экономические цели и ее социальная ответственность сводится к максимализации оплаты труда работников. Выполняя эту функцию, бизнес обеспечивает занятость работников, а также дивиденды для акционеров.
Активный сторонник этой концепции — один из основателей монетаризма Милтон Фридмен, считающий, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его потенциала и ресурсов и деятельности, направленной на извлечение прибыли при условии, что бизнес придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, «не прибегая к мошенничеству и обману».
2. Согласно другой концепции, бизнес не должен ограничиваться экономическими целями, он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия предпринимательской деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также содействовать решению общегосударственных социальных задач. Согласно этой точке зрения, бизнес несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом. Он призван добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, социально-ориентированной модели рыночной экономики.
Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на макроуровне.
Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.
Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда.
С точки зрения стратегического курса экономической реформы — построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.
Отсутствие финансовых средств на текущее потребление, выплату заработной платы работников в связи с кризисом платежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в такое положение, когда они не имеют экономических возможностей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях — полностью от нее отказываться. Это разрушает основы социально трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный менталитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом коллективе).
Полный отказ предприятий от своей социальной сферы ослабляет социальную мотивацию работника к труду и социальную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает трудности для формирования кадровых работников.
С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению проблем инфраструктуры предприятий, который состоит в переводе всех объектов социального назначения, финансируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофилирующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 80-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в социальных услугах — оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т.д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.
Наиболее приемлемым в современных условиях является такой подход, который занимал бы промежуточное положение между двумя вышеуказанными вариантами. Он предполагает взвешенную оценку на предприятии всех факторов при принятии решения по поводу судьбы конкретного объекта социального назначения.
Практика хозяйствования последних лет показала, что по мере экономического выздоровления предприятий они начинают уделять внимание социальной стороне жизни трудового коллектива. Рентабельно работающие предприятия создают сеть профилакториев, столовых, домов отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов и т.п. Особенность социального развития предприятий в новых условиях хозяйствования состоит в том, что центр тяжести переносится от представления социальной помощи работникам предприятий в натуральной форме к ее предоставлению в денежной форме путем разработки и реализации различного рода социальных программ. К ним в первую очередь можно отнести негосударственные пенсионные программы, программы подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программы поощрительного туризма с использованием средств фонда социального страхования предприятий, программы по улучшению условий труда и охраны здоровья.
Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует укрепления правовой, организационной, а также расширения финансовой основы социальной защиты на уровне предприятий.
Итак, экономическая составляющая и социальная составляющая предприятия взаимосвязаны между собой. Чем лучше развита экономическая составляющая предприятия, тем лучше развивается социальная составляющая, и наоборот. Здесь действует «маятниковый эффект».
Структура социальных мероприятий предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, в частности: формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физическая культуры; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.
На основе этого составляется социальный план предприятия, который включает перечисленные выше социальные программы предприятия. Под эти программы рентабельно работающее предприятие выделяет финансовые средства, но это возможно при условии здоровой национальной экономики и эффективно работающих предприятиях.
- А.А. Горшков Государственные и муниципальные финансы
- Методическое пособие утверждено _____________________________
- Введение.
- Тема 1. Основы государственных и муниципальных финансов Российской Федерации.
- 1. Государственный и муниципальный сектор экономики.
- Государственная и муниципальная собственность
- 2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Сущность государственных и муниципальных финансов
- Состав государственных и муниципальных финансов
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 3. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики
- Механизм реализации финансовой политики
- Контрольные вопросы
- Тема 2 Бюджетная система Российской Федерации.
- Бюджетный кодекс — правовая основа бюджетной системы
- Принципы построения бюджетной системы
- Функционирование бюджетной системы России
- Общие принципы бюджетной классификации
- Бюджетная классификация
- Бюджетная классификация доходов
- Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- Классификация видов государственных долгов
- Структура доходов бюджета
- Доходы федерального бюджета
- Доходы бюджетов субъектов рф
- Доходы местных бюджетов
- Содержание расходов бюджета
- Разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования
- Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит
- Источники финансирования дефицита бюджета
- Тема 3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 1. Содержание межбюджетных отношений
- 2. Бюджетный федерализм Основы бюджетного федерализма
- Региональная и государственная национальная политика рф
- 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Корректировка бюджета
- Исполнение бюджета
- 4. Государственные внебюджетные фонды. Сущность, функции, роль и задачи государственных внебюджетных фондов
- Формирование Пенсионного фонда рф
- Индивидуальный персонифицированный учет
- Реформирование пенсионной системы
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования рф.
- Государственный фонд занятости населения рф.
- Порядок распределения средств и бюджет фонда
- Тема 4. Государственный и муниципальный кредит.
- Классификация государственного кредита
- Государственный кредит
- Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация
- Межгосударственный кредит
- Классификация долга
- Тема 5. Налоги и другие обязательные платежи как основа исполнения доходной части бюджетов всех уровней.
- Налогоплательщики и элементы налогообложения
- Налоговый контроль
- Виды налоговых правонарушений.
- Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой системы рф
- 2. Таможенные пошлины. Таможенный тариф и виды таможенных пошлин
- Таможенная стоимость товара
- Преференции
- Тема 6. Полномочия органов власти в сфере финансов.
- Полномочия участников бюджетного процесса
- 2. Исполнительные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти
- Полномочия Федерального казначейства
- Федеральный бюджет
- Бюджетополучатели
- 3. Кассовое исполнение бюджета. Функция Центрального банка рф
- Расчетно-кассовое обслуживание счетов органов Федерального казначейства
- 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Формы и органы контроля
- Государственный финансовый контроль
- Тема 7. Финансы государственных и муниципальных социальных услуг.
- 1. Социальная политика. Финансирование социального обеспечения и социальной помощи. Задачи и принципы социальной политики
- Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- Социальные фонды и программы предприятий
- Социальные фонды: функции и факторы
- Социальные фонды предприятия
- Система социального партнерства
- 2. Финансирование социальных услуг и их норматива. Современное состояние социальных услуг в рф
- Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- Государственные минимальные социальные стандарты
- Социальные стандарты субъектов рф и муниципальных образований
- 3. Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды. Государственный материальный резерв
- Механизм финансирования государственных нужд
- Некоторые понятия и термины
- Контрольные вопросы по курсу.
- Литература.