logo search
гос

Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения

В системе образования в России в ближайшие годы возмож­ности применения платы за обучение как источника внебюд­жетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов. В системе краткосрочного обучения может быть оправдано корпоративное кредитование в центрах и на курсах повышения квалификации, однако возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях существенного дефицита финансовых ресурсов. Поэтому необ­ходима разработка новой модели финансирования высшей шко­лы, так как в последние годы сократился приток специалистов в экономику и науку.

Речь может идти о создании субфедеральных внебюджетных фондов высшего образования. За счет таких фондов может осуще­ствляться контрактная подготовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями.

Наиболее гибким способом направления финансовых средств на получение высшего образования является образовательный сер­тификат, предполагающий предоставление кредита обучающему­ся. Система кредитования студентов может быть разнообразной: субсидиарный кредит, льготный кредит, коммерческий кредит.

Коммерциализация системы высшего образования может осуществляться путем передачи вузовской инфраструктуры в платное пользование вузам через систему арендных отношений на льготной основе.

Таким образом, размеры бюджетного финансирования не соответствуют потребностям в ресурсном обеспечении образова­тельных услуг, гарантии предоставления которых населению декларированы государством.

Очевидно, что в ближайшие годы государство не сможет вос­становить прежние масштабы ресурсного обеспечения системы образования.

Для современного бюджетного процесса характерно отсутствие системы анализа эффективности использования выделяемых госу­дарством средств со стороны органов государственной власти.

В концепции реформирования системы образования предусматривается переход от сметного финансирования к норматив­ному на подушевой основе. Это означает реализацию принципа «деньги следуют за учащимся» и развитие системы националь­ного тестирования вместо вступительных экзаменов в профес­сиональные учебные заведения.

Являясь стоимостным показателем в условиях инфляции, использование подушевого норматива требует адекватной ин­дексации. Этот норматив по сути своей — усредненный показа­тель, что приводит к нивелировке некоторых особенностей учебных заведений.

Укрупненный подушевой норматив не учитывает всех осо­бенностей образовательных учреждений. Его расчетная база строится на основе средних цен прожиточного минимума, тари­фов и услуг. Поэтому возникает необходимость в его дифферен­циации. Прежде всего в нормативе должны быть учтены: регио­нальные различия в стоимостном уровне жизни; неоднородность кадрового и научно-технического потенциала учебных заведе­ний; профиль и продолжительность обучения.

При определении норматива различают текущие и рацио­нальные нормативы. Текущий норматив исходит из среднестати­стических данных о затратах на обучение по категориям учебных заведений и по существу отражает достигнутый уровень финан­сового обеспечения системы образования с учетом ограниченно­сти имеющихся ресурсов.

Особого внимания заслуживает концептуальное решение проблемы платежности в государственных учебных заведениях. При этом следует разграничить подходы к платности в системе общего и профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты состоят из фе­деральных и региональных компонентов. Федеральный компонент государственного минимального социального стандарта высшего образования включает обучение в государственных вузах не ме­нее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ. Эти показатели определяют границы контингента обучаю­щихся в государственных школах и вузах на бесплатной основе, т. е. служат инструментами расчета минимального бюджета.

Другой составляющей расчета минимального бюджета системы образования является минимальная реальная стоимость обуче­ния одного учащегося (подушевой норматив финансирования).

В основе расчета реальной стоимости обучения одного уча­щегося в условиях кризисной экономики лежат минимальные социальные стандарты, а именно: прожиточный минимум, слу­жащий основой расчета заработной платы и выплаты стипендий.

В числе других минимальных стандартов, определяющих стоимость обучения, — нормативы обеспечения жизнедеятель­ности учебного заведения (нормативы потребления коммуналь­ных услуг, текущего ремонта зданий и сооружений и др.).

Таким образом, минимальный бюджет образования определя­ется на основе двух видов показателей: реальных минимальных подушевых нормативов финансирования и установленного кон­тингента обучающихся на бесплатной бюджетной основе.

В условиях федеративного построения бюджетной системы финансирования образования особое значение приобретает разграничение полномочий по финансированию отдельных ви­дов учебных заведений по уровням управления.

В годы реформ проводится политика регионализации финанси­рования. В настоящее время бюджетное финансирование общего среднего образования осуществляется из средств местных бюд­жетов, половина учреждений начального профессионального образования и около 40% среднего профессионального образо­вания финансируется из средств бюджетов субъектов РФ. Боль­шинство вузов финансируется из государственного бюджета.

В условиях дефицита местных бюджетов по обеспечению минимального бюджета общего среднего образования им долж­ны выделяться трансферты из бюджетов субъектов РФ. В случае дотационности последних источником трансфертов является фе­деральный бюджет — Федеральный фонд финансовой поддерж­ки субъектов РФ.

При финансировании начального и среднего профессио­нального образования из региональных бюджетов в случае их дефицита гарантом обеспечения минимального бюджета про­фессионального образования является федеральный бюджет.

Для государственных вузов существуют два варианта регионализации их финансирования:

1) передача вузов с преимущественной подготовкой спе­циалистов регионального значения на бюджет субъектов РФ с обеспечением минимального бюджета за счет субвенций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, при этом вузы федерального значения финансируются из федераль­ного бюджета;

2) все вузы финансируются в объеме минимального бюдже­та на федеральном уровне, при этом финансирование вузовской науки осуществляется на основе классификации вузов по вели­чине научного потенциала.

Распределение вузов на финансируемые из федерального и регионального бюджетов может привести к прекращению суще­ствования ряда вузов в дотационных регионах из-за отсутствия средств на их финансирование.

Неэффективность рынка в сфере образования показывает, что этот сектор экономики является по существу закономерным объектом вмешательства государства. Прежде всего это проявля­ется в формировании государственного заказа на подготовку специалистов для социально значимых сфер деятельности. Исходя из заинтересованности государства в расширенном воспро­изводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала оно должно финансировать базовую профессиональную подготовку в государственной системе образования в части обеспече­ния единого образовательного стандарта.

Для кризисного периода текущий норматив носит усеченный характер, так как не включает инвестиции на развитие образо­вания. Однако текущий норматив не может быть ниже предела простого воспроизводства учебного процесса и системы жизне­обеспечения учебных заведений.

Рациональный норматив отражает передовой уровень, дос­тигнутый системой образования в странах с наиболее развитой экономикой, а также с учетом прогрессивных инноваций, имеющихся в образовательных учреждениях России. Рациональ­ный норматив строится на основе целевого подхода без учета ограниченности ресурсов в текущем периоде.

В области финансирования здравоохранения основными принципами реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; отказ от жестокой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; многоканальность финансирования; дифференциация платности медицин­ских услуг в соответствии с их объемом и качеством; использование социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; конкурсное государственное финансирование приоритетных научных разра­боток.

Обязательное медицинское страхование граждан является одним из элементов рыночного механизма финансирования отрасли с целью улучшения качества медицинского обслуживания.

Важное направление реформы в области здравоохранения — реализация принципа бюджетного федерализма. Федеральные ор­ганы должны сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным программам здра­воохранения, особенно важным для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреж­дений в рамках совместных национальных программ. В рамках региональных программ возможно решение проблемы измене­ния структуры медицинской помощи. Для этого необходимо разработать научные основы селективной политики финансиро­вания здравоохранения.

Переход к финансированию учреждений здравоохранения на нормативной основе является важным фактором реформирования этой сферы и требует выявления фактически действующих па­раметров и разработки нормативных значений стоимости лече­ния, оптимизации системы. ценообразования на медицинские услуги с учетом их реальной стоимости, анализа финансовых результатов, поиска путей минимизации издержек.

Обеспечению приоритета потребителя, контроля эффектив­ности и качества медицинской помощи способствует система добровольного медицинского страхования, осуществляемого в том числе за счет средств работодателя. Для финансирования здравоохранения должны активно привлекаться средства благо­творительных организаций и спонсоров.