14.3. Налог на доходы физических лиц
НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»).
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:
– являющиеся налоговыми резидентами РФ;
– получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:
– российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
– сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – только доход от источников в Российской Федерации.
Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 НК.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:
– стандартных налоговых вычетов;
– социальных налоговых вычетов;
– имущественных налоговых вычетов;
– профессиональных налоговых вычетов.
Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет (в размере 600 руб.), предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:
– оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;
– пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
– оплатой обучения в образовательных учреждениях;
– оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.
С 1 января 2007 г. размеры социальных налоговых вычетов по расходам на оплату обучения и лечения были увеличены до 50 тыс. руб., а, начиная с 1 января 2008 г., законодатель предусмотрел введение суммарного лимита вычета в размере 100 тыс. руб.
Этот лимит не распространяется на лиц несущих расходы:
– по обучению своих детей (по данным расходам сохранен лимит вычета в размере 50 тыс. руб.);
– на дорогостоящее лечение (вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов)
Сохранен неизменным и лимит вычета по доходам налогоплательщика, перечисляемым на благотворительные цели (не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде).
Во всех остальных случаях социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 тыс. руб. в налоговом периоде.
Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в случае совершения в налоговом периоде:
– продажи принадлежащего ему имущества;
– расходами по строительству либо приобретению недвижимости для жилья на территории РФ.
Налогоплательщик может претендовать на получение вычета в случае продажи любого имущества, как движимого, так и недвижимого. Размер вычета в этом случае зависит от:
– времени, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика;
– вида продаваемого имущества.
При продаже любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, равной полученной налогоплательщиком при продаже.
В случае если налогоплательщик владел проданным имуществом менее трех лет, он не сможет претендовать на получение вычета в сумме, превышающей 1 млн руб. при продаже недвижимости и 125 тыс. руб. – при продаже любого иного имущества.
Имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Вместо использования права на получение указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение недвижимости для жилья (речь идет о жилом доме, квартире или комнате) может быть предоставлен не только в отношении объекта целиком, но и при строительстве или приобретении доли (долей) в нем.
Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 млн руб. и может быть увеличен только на сумму, направленную на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение указанной недвижимости.
Этот вид имущественного налогового вычета может быть предоставлен налогоплательщику лишь единожды (причем получить его налогоплательщик может как у работодателя, так и подав соответствующее заявление в налоговый орган). Повторное предоставление налогоплательщику вычета не допускается.
Правом на получение профессиональных налоговых вычетов обладают следующие категории налогоплательщиков:
– физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
– налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;
– налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов;
– нотариусы, занимающиеся частной практикой;
– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
– иные лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.
Как правило, вычет предоставляется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных указанной деятельностью.
Для получения вычета налогоплательщики должны своевременно подать письменное заявление своему налоговому агенту При отсутствии налогового агента налогоплательщики подают соответствующее письменное заявление в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.
Налоговая ставка. Размер налоговой ставки установлен в пределах от 9 до 35 %. Для большинства доходов физических лиц налоговая ставка НДФЛ составляет 13 %.
Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.
Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более – округляются до полного рубля.
Порядок и сроки уплаты налога. В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (организация, индивидуальный предприниматель и т. п.), обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента.
В случае получения доходов от иных источников (например, от физических лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа:
– первый – не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;
– второй – не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
- 1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
- 1.3. Налоговое право в системе наук
- Тема 2. Источники налогового права
- 2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
- 2.2. Международные договоры Российской Федерации
- 2.3. Налоговый кодекс рф
- Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
- Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
- 2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
- Тема 3. Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах
- 3.1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
- 3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
- 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
- 3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве рф о налогах и сборах
- Тема 4. Общие принципы построения налоговой системы российской федерации
- 4.1. Налоговая система Российской Федерации
- Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)
- 4.2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
- 4.3. Участники налоговых правоотношений
- Тема 5. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители
- 5.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора
- Тема 6. Сборщики налогов и сборов
- 6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
- 6.2. Налоговые агенты
- 6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
- Тема 7. Налоговая администрация российской федерации
- 7.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
- 7.2. Организационные модификации налоговой администрации
- 7.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
- 7.4. Состав, структура и полномочия налоговых органов
- 7.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
- 7.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
- Тема 8. Установление и уплата налогов и сборов
- 8.1. Принципы установления налогов и сборов
- 8.2. Элементы налога и их характеристика
- Объекты налогообложения
- Правила расчета налоговой базы
- 8.3. Способы уплаты налогов
- 8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
- 8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- 8.6. Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
- 8.7. Налоговая отчетность
- 8.8. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
- 8.9 Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
- Тема 9. Формы и методы налогового контроля
- 9.1. Сущность и формы налогового контроля
- 9.2. Государственный налоговый учет
- 9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
- 9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
- 9.5. Административно-налоговый контроль
- Тема 10. Налогово-проверочные действия налогового контроля
- 10.1. Истребование документов
- 10.2. Выемка документов и предметов
- 10.3. Проведение осмотра
- 10.4. Проведение инвентаризации
- 10.5. Проведение опроса
- 10.6. Проведение экспертизы
- 10.7. Осуществление перевода
- Тема 11. Налоговое расследование
- 11.1. Общая характеристика налогового расследования
- 11.2. Характеристика основных модификаций налогового расследования
- Тема 12. Особенности рассмотрения результатов и урегулирования споров по результатам выездной налоговой проверки
- 12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
- 12.2. Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- 12.3. Внесудебный порядок обжалования
- 12.4. Особенности подачи апелляционной жалобы
- 12.5. Судебный порядок обжалования
- Тема 13. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
- 13.1. Общая характеристика налогового правонарушения
- 13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 13.3. Налоговые санкции
- 13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
- 13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления
- Тема 14. Федеральные налоги
- 14.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 14.2. Акцизы
- 14.3. Налог на доходы физических лиц
- 14.4. Единый социальный налог
- Объект налогообложения и налоговая база есн
- 14.5. Налог на прибыль организаций
- Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика
- 14.6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 14.7. Водный налог
- Тема 15. Федеральные сборы
- 15.1. Сбор за пользование объектами животного мира
- 15.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 15.3. Государственная пошлина
- Тема 16. Региональные налоги и сборы
- 16.1. Транспортный налог
- Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
- 16.2. Налог на игорный бизнес
- Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес
- 16.3. Налог на имущество организаций
- Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
- Тема 17. Местные налоги и сборы
- 17.1. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- 17.2. Земельный налог
- Тема 18. Специальные налоговые режимы ( Устарелая норма!!!))
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 18.2. Упрощенная система налогообложения
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 18.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции