13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
– никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК;
– никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
– отсутствие события налогового правонарушения;
– отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
– истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:
– со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);
– со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).
Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
– совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
– выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
При наличии вышеуказанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
– совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
– совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
– иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Особенности привлечения физических лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Особенности привлечения организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Особенности привлечения налогового агента к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.
- 1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
- 1.3. Налоговое право в системе наук
- Тема 2. Источники налогового права
- 2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
- 2.2. Международные договоры Российской Федерации
- 2.3. Налоговый кодекс рф
- Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
- Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
- 2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
- Тема 3. Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах
- 3.1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
- 3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
- 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
- 3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве рф о налогах и сборах
- Тема 4. Общие принципы построения налоговой системы российской федерации
- 4.1. Налоговая система Российской Федерации
- Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)
- 4.2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
- 4.3. Участники налоговых правоотношений
- Тема 5. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители
- 5.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора
- Тема 6. Сборщики налогов и сборов
- 6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
- 6.2. Налоговые агенты
- 6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
- Тема 7. Налоговая администрация российской федерации
- 7.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
- 7.2. Организационные модификации налоговой администрации
- 7.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
- 7.4. Состав, структура и полномочия налоговых органов
- 7.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
- 7.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
- Тема 8. Установление и уплата налогов и сборов
- 8.1. Принципы установления налогов и сборов
- 8.2. Элементы налога и их характеристика
- Объекты налогообложения
- Правила расчета налоговой базы
- 8.3. Способы уплаты налогов
- 8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
- 8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- 8.6. Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
- 8.7. Налоговая отчетность
- 8.8. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
- 8.9 Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
- Тема 9. Формы и методы налогового контроля
- 9.1. Сущность и формы налогового контроля
- 9.2. Государственный налоговый учет
- 9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
- 9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
- 9.5. Административно-налоговый контроль
- Тема 10. Налогово-проверочные действия налогового контроля
- 10.1. Истребование документов
- 10.2. Выемка документов и предметов
- 10.3. Проведение осмотра
- 10.4. Проведение инвентаризации
- 10.5. Проведение опроса
- 10.6. Проведение экспертизы
- 10.7. Осуществление перевода
- Тема 11. Налоговое расследование
- 11.1. Общая характеристика налогового расследования
- 11.2. Характеристика основных модификаций налогового расследования
- Тема 12. Особенности рассмотрения результатов и урегулирования споров по результатам выездной налоговой проверки
- 12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
- 12.2. Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- 12.3. Внесудебный порядок обжалования
- 12.4. Особенности подачи апелляционной жалобы
- 12.5. Судебный порядок обжалования
- Тема 13. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
- 13.1. Общая характеристика налогового правонарушения
- 13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 13.3. Налоговые санкции
- 13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
- 13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления
- Тема 14. Федеральные налоги
- 14.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 14.2. Акцизы
- 14.3. Налог на доходы физических лиц
- 14.4. Единый социальный налог
- Объект налогообложения и налоговая база есн
- 14.5. Налог на прибыль организаций
- Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика
- 14.6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 14.7. Водный налог
- Тема 15. Федеральные сборы
- 15.1. Сбор за пользование объектами животного мира
- 15.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 15.3. Государственная пошлина
- Тема 16. Региональные налоги и сборы
- 16.1. Транспортный налог
- Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
- 16.2. Налог на игорный бизнес
- Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес
- 16.3. Налог на имущество организаций
- Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
- Тема 17. Местные налоги и сборы
- 17.1. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- 17.2. Земельный налог
- Тема 18. Специальные налоговые режимы ( Устарелая норма!!!))
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 18.2. Упрощенная система налогообложения
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 18.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции