9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
Одной из особенностей процедуры проведения камерального и выездного налогового контроля в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение камерального и выездного налогового контроля позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения выяснить причины таких отклонений.
Заметим, что в рамках проведения камерального и выездного налогового контроля при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.
Эта граница проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налогового контроля имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговый контроль не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.
С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налогового контроля проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий – попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.
Следует обратить внимание, что налоговый контроль «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.
Камеральный налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения камеральных налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:
– выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
– осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:
– контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
– отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Проведение проверки не требует какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
За исключением особых случаев, проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и необходимых документов.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:
– получения объяснений налогоплательщика;
– истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, правомерность применения налоговых вычетов и льгот;
– опроса свидетелей;
– назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах и иных сведениях, имеющихся в распоряжении налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Выездной налоговый контроль в России осуществляется посредством проведения выездных налоговых проверок. Особой разновидностью выездных налоговых проверок являются повторные выездные налоговые проверки. Идентичные по своей сути выездным налоговым проверкам, повторные выездные налоговые проверки имеют некоторые отличия, связанные с процедурой их назначения и проведения.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
– осуществивший постановку подлежащей проверке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика;
– по месту нахождения организации;
– по месту жительства физического лица.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика:
– более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением особых случаев, предусмотренных НК);
– две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Указанные ограничения не распространяются на:
– выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
– повторные выездные налоговые проверки.
Повторные выездные налоговые проверки могут проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку– в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Срок проведения любой выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении выездной налоговой проверки, включает:
– инвентаризацию имущества налогоплательщика;
– осмотр (обследование) помещений и территорий;
– истребование документов;
– выемку документов;
– проведение опроса;
– проведение экспертизы;
– осуществление перевода.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации);
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:
– даты начала и окончания налоговой проверки;
– период, за который проведена проверка;
– наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
– адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
– сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
– перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
– документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
– выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
- 1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
- 1.3. Налоговое право в системе наук
- Тема 2. Источники налогового права
- 2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
- 2.2. Международные договоры Российской Федерации
- 2.3. Налоговый кодекс рф
- Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
- Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
- 2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
- Тема 3. Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах
- 3.1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
- 3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
- 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
- 3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве рф о налогах и сборах
- Тема 4. Общие принципы построения налоговой системы российской федерации
- 4.1. Налоговая система Российской Федерации
- Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)
- 4.2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
- 4.3. Участники налоговых правоотношений
- Тема 5. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители
- 5.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора
- Тема 6. Сборщики налогов и сборов
- 6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
- 6.2. Налоговые агенты
- 6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
- Тема 7. Налоговая администрация российской федерации
- 7.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
- 7.2. Организационные модификации налоговой администрации
- 7.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
- 7.4. Состав, структура и полномочия налоговых органов
- 7.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
- 7.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
- Тема 8. Установление и уплата налогов и сборов
- 8.1. Принципы установления налогов и сборов
- 8.2. Элементы налога и их характеристика
- Объекты налогообложения
- Правила расчета налоговой базы
- 8.3. Способы уплаты налогов
- 8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
- 8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- 8.6. Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
- 8.7. Налоговая отчетность
- 8.8. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
- 8.9 Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
- Тема 9. Формы и методы налогового контроля
- 9.1. Сущность и формы налогового контроля
- 9.2. Государственный налоговый учет
- 9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
- 9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
- 9.5. Административно-налоговый контроль
- Тема 10. Налогово-проверочные действия налогового контроля
- 10.1. Истребование документов
- 10.2. Выемка документов и предметов
- 10.3. Проведение осмотра
- 10.4. Проведение инвентаризации
- 10.5. Проведение опроса
- 10.6. Проведение экспертизы
- 10.7. Осуществление перевода
- Тема 11. Налоговое расследование
- 11.1. Общая характеристика налогового расследования
- 11.2. Характеристика основных модификаций налогового расследования
- Тема 12. Особенности рассмотрения результатов и урегулирования споров по результатам выездной налоговой проверки
- 12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
- 12.2. Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- 12.3. Внесудебный порядок обжалования
- 12.4. Особенности подачи апелляционной жалобы
- 12.5. Судебный порядок обжалования
- Тема 13. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
- 13.1. Общая характеристика налогового правонарушения
- 13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 13.3. Налоговые санкции
- 13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
- 13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления
- Тема 14. Федеральные налоги
- 14.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 14.2. Акцизы
- 14.3. Налог на доходы физических лиц
- 14.4. Единый социальный налог
- Объект налогообложения и налоговая база есн
- 14.5. Налог на прибыль организаций
- Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика
- 14.6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 14.7. Водный налог
- Тема 15. Федеральные сборы
- 15.1. Сбор за пользование объектами животного мира
- 15.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 15.3. Государственная пошлина
- Тема 16. Региональные налоги и сборы
- 16.1. Транспортный налог
- Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
- 16.2. Налог на игорный бизнес
- Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес
- 16.3. Налог на имущество организаций
- Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
- Тема 17. Местные налоги и сборы
- 17.1. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- 17.2. Земельный налог
- Тема 18. Специальные налоговые режимы ( Устарелая норма!!!))
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 18.2. Упрощенная система налогообложения
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 18.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции