13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Для целей КоАП должностное лицо – это:
– лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
– лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
- 1.2. Понятие, предмет, метод и теория налогового права
- 1.3. Налоговое право в системе наук
- Тема 2. Источники налогового права
- 2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
- 2.2. Международные договоры Российской Федерации
- 2.3. Налоговый кодекс рф
- Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
- Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
- 2.4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
- Тема 3. Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах
- 3.1. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
- 3.2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
- 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
- 3.4. Институт налоговой тайны в законодательстве рф о налогах и сборах
- Тема 4. Общие принципы построения налоговой системы российской федерации
- 4.1. Налоговая система Российской Федерации
- Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)
- 4.2. Основные этапы налоговой реформы и современная внутренняя налоговая политика России
- 4.3. Участники налоговых правоотношений
- Тема 5. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители
- 5.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
- 5.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора
- Тема 6. Сборщики налогов и сборов
- 6.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях
- 6.2. Налоговые агенты
- 6.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора налогов и сборов
- Тема 7. Налоговая администрация российской федерации
- 7.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности
- 7.2. Организационные модификации налоговой администрации
- 7.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации
- 7.4. Состав, структура и полномочия налоговых органов
- 7.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации
- 7.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
- Тема 8. Установление и уплата налогов и сборов
- 8.1. Принципы установления налогов и сборов
- 8.2. Элементы налога и их характеристика
- Объекты налогообложения
- Правила расчета налоговой базы
- 8.3. Способы уплаты налогов
- 8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
- 8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- 8.6. Порядок изменения срока уплаты налога и сбора
- 8.7. Налоговая отчетность
- 8.8. Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
- 8.9 Списание безнадежных долгов по налогам, сборам, пеням, штрафов
- Тема 9. Формы и методы налогового контроля
- 9.1. Сущность и формы налогового контроля
- 9.2. Государственный налоговый учет
- 9.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль
- 9.4. Камеральный и выездной налоговый контроль
- 9.5. Административно-налоговый контроль
- Тема 10. Налогово-проверочные действия налогового контроля
- 10.1. Истребование документов
- 10.2. Выемка документов и предметов
- 10.3. Проведение осмотра
- 10.4. Проведение инвентаризации
- 10.5. Проведение опроса
- 10.6. Проведение экспертизы
- 10.7. Осуществление перевода
- Тема 11. Налоговое расследование
- 11.1. Общая характеристика налогового расследования
- 11.2. Характеристика основных модификаций налогового расследования
- Тема 12. Особенности рассмотрения результатов и урегулирования споров по результатам выездной налоговой проверки
- 12.1. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
- 12.2. Общая характеристика процедуры обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
- 12.3. Внесудебный порядок обжалования
- 12.4. Особенности подачи апелляционной жалобы
- 12.5. Судебный порядок обжалования
- Тема 13. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
- 13.1. Общая характеристика налогового правонарушения
- 13.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 13.3. Налоговые санкции
- 13.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения
- 13.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления
- Тема 14. Федеральные налоги
- 14.1. Налог на добавленную стоимость (ндс)
- 14.2. Акцизы
- 14.3. Налог на доходы физических лиц
- 14.4. Единый социальный налог
- Объект налогообложения и налоговая база есн
- 14.5. Налог на прибыль организаций
- Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика
- 14.6. Налог на добычу полезных ископаемых
- 14.7. Водный налог
- Тема 15. Федеральные сборы
- 15.1. Сбор за пользование объектами животного мира
- 15.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
- 15.3. Государственная пошлина
- Тема 16. Региональные налоги и сборы
- 16.1. Транспортный налог
- Особенности определения налоговой базы по транспортному налогу
- 16.2. Налог на игорный бизнес
- Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес
- 16.3. Налог на имущество организаций
- Объекты налогообложения налогом на имущество организаций
- Тема 17. Местные налоги и сборы
- 17.1. Налог на имущество физических лиц
- Ставки налога на имущество физических лиц
- 17.2. Земельный налог
- Тема 18. Специальные налоговые режимы ( Устарелая норма!!!))
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 18.2. Упрощенная система налогообложения
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 18.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции