logo search
УМК Налоги и налогообложение

Виды налоговых проверок

камеральные

выездные

Проводятся по нахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для расчета налога. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия в сведениях представленных документов, то налогоплательщику предъявляется требование внести соответствующие исправления в установленный срок.

Производятся на основании решения руководства налогового органа. Могут осуществляться по одному или нескольким налогам. В течение календарного года по одним и тем же налогам не может назначаться более одной проверки. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях она продлевается до трёх месяцев).

Налоговой проверкой могут быть охвачены ТОЛЬКО ТРИ календарных года деятельности налогоплательщика.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проведенный период (за исключением случаев реорганизации предприятия или на основании мотивированного постановления налогового органа).

По окончании выездной проверки составляется справка, а далее в срок не позднее 2-х месяцев готовится акт налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (или отсутствие таковых) выводы и предложения проверяющих, ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Часть 2 ст. 87 упоминает также встречную проверку, которая является составной частью соответственно камеральной или выездной налоговой проверки. Суть встречной проверки заключается в сопоставлении данных о деятельности налогоплательщика, осуществляемой им с другими лицами, с данными, отраженными в документах самого претворяемого налогоплательщика, с целью оценить их достоверность. Для проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогового агента, банка, контрагентов налогоплательщика и иных лиц документы (договоры, счета-фактуры и т.д.) о деятельности проверяемого налогоплательщика, относящиеся к предмету соответствующей проверки. Статья 87 НК содержит общее правило о запрете проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной тем, что для её проведения требуется специальное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором должны быть зафиксированы следующие положения: указание на налогоплательщика; предмет проверки; должностные лица налогового органа, уполномоченные на её проведение.

Объектом выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика. При этом важно подчеркнуть, что состав документов, которые могут быть истребованы у проверяемого налогоплательщика, а также перечень предметов, помещений и территорий, которые могут быть подвергнуты осмотру (обследованию), ограничивается предметом проверки, определённым в решении о её проведении.

Статья 89 НК предусматривает правила, существенно отличающиеся от ранее действовавших. В частности, в течение календарного года налоговые органы вправе (но не обязаны) провести одну выездную налоговую проверку налогоплательщика.